30.08.2017 15:03
Консультации.
Просмотров всего: 9579; сегодня: 3.

История русского фарфора на примере чайных сервизов Вербилок

История русского фарфора на примере чайных сервизов Вербилок

История фарфорового завода Вербилки начинается в 1766 году, когда шотландский купец Франц Гарднер в подмосковном селе Вербилки организовывает собственное производство изделий из фарфора.

Гений Гарднера заключается в том, что он, хоть и не был первопроходцем в своем деле, первым начал выпускать фарфоровую посуду для массового потребителя, тогда как конкуренты производили только эксклюзивные изделия для аристократии. Те, кто раньше не мог себе позволить знаменитую саксонскую посуду из фарфора, охотно покупали ту, что делал завод Гарднера. Настолько охотно, что через несколько лет шотландскому купцу пришлось расширять производство. 

Особой популярностью пользовались чайные сервизы.

Английский предприниматель стремился расширить своё присутствие на рынке, поэтому нацелился на удовлетворение спроса в премиальном сегменте.

Сервизы для знати создавали вычурными, с богатыми и разнообразными украшениями. Их расписывали вручную и с удвоенной тщательностью, активно используя позолоту. Избалованные аристократы ценили индивидуальность, поэтому фабричные мастера вовсю упражнялись в оригинальности – делали витиеватые чашки на высокой ножке-юбочке с тоненькими изящными ручками, блюдца с ажурными краями, сахарницы, сливочники и чайники приподнимали на легкие литые подставки.

Во второй половине XVIII века в Российской Империи наметился экономический рост. Благоприятная ситуация складывалась для фарфоровой индустрии в Вербилках – себестоимость продукции выгодно отличалась от иностранной. Этими факторами решило воспользоваться руководство и запустило выпуск товаров для непривилегированных слоёв общества.

«Массовая» посуда для чаепитий разительно отличалась от «аристократической», имела меньше деталей, гладкую форму. Отличия наблюдались и в сюжетах: если для первой часто выбирали житейские мотивы или замысловатые узоры, то в массовом продукте преобладали флористические – разнообразные букеты и композиции в сочной цветовой гамме.

Чашечки для императрицы

С вербилковским фарфором связана одна красивая легенда о праздновании именин императрицы Екатерины ІІ. Она в преддверии праздника якобы пожелала, чтобы ее фаворит князь Потемкин приготовил стол, который бы своим убранством превзошел тот, о котором написано в сказках «Тысячи и одной ночи». Если верить очевидцам, фаворит блестяще справился с задачей: столы были покрыты дорогими скатертями, украшены золотом и драгоценностями, гостей угощали самыми изысканными блюдами. Но самым запоминающимся был десерт – в утонченных фарфоровых чашечках гостям вынесли настоящие бриллианты. Эти фарфоровые чашечки Потемкин приобрел у Гарднера. Сейчас уже доподлинно не известно, что в этой истории правда, а что – вымысел. Одно можно сказать точно – фабрика специально для Екатерины ІІ выпустила несколько подарочных сервизов, которые ей пришлись по душе. Это были фарфоровые наборы с изображением орденских знаков князей Владимира и Александра Невского, а также Андрея Первозванного. Каждый из них включал несколько десятков предметов и ежегодно использовался в придворных чаепитиях в дни праздников в честь героев. К сожалению, они не сохранились полностью, но даже нескольких предметов достаточно, чтобы понять, за что императрица полюбила их. До наших дней дошёл потрясающий сервиз ордена Святого Александра Невского.

Фарфоровый завод Гарднера: новая история

В XIX веке фабрика оставалась лидером производства модного фарфора – от повседневных домашних наборов до произведений искусства, украшавших дворцы. Ее художники формировали тенденции в области сюжетов для росписей – самыми популярными были изображения участников Отечественной войны 1812 года, знаменитых красавиц, современных книжных героев. Самой узнаваемой продукцией предприятия Гарднера стали именные сервизы, изготавливаемые для аристократических семей – богато украшенные, с вензелями и монограммами, фамильными гербами.

Именно в этот период на фабрике создали сервизы, которые сейчас относят к лучшим образцам стиля русский ампир. Все характерные черты этого стиля нашли отражение в чайно-кофейном наборе с изображением сцен из крестьянской жизни, где имперская роскошь соседствует с пасторальными, подчас наивными сюжетами. Предметы слегка вытянуты, не приземистые, богато украшены и мастерски расписаны – здесь нет излишне кричащих элементов, но предостаточно деталей, чтобы оценить влияние античного стиля и их истинную ценность.

Революция 1917 года принесла в Вербилки перемены – фарфоровую фабрику национализировали и переименовали в Дмитровский фарфоровый завод. В первые годы работы после национализации технологии производства не изменились, но изменились мотивы росписей – наряду со старыми пасторальными пейзажами стали делать агитационный фарфор с советскими лозунгами и портретами передовиков производства. Десятилетие спустя здесь отказались от старинных качественных образцов и стали выпускать массовую штампованную продукцию среднего качества.

Характерным примером продукции советской эпохи стали чашки и блюдца из серии «За советское метро» (автор Чекулина А.А.), чайные бокалы «Мособщепит»:

Чайные сервизы этого периода утратили былую визуальную хрупкость – стенки чашек стали толще, без снежной белизны. Да и предметов поубавилось, форма их стала проще, утилитарнее, в прошлом остались фигурные ручки и рельефная поверхность. Использовались однотипные рисунки в стиле соцреализма – агитационные, на злобу дня. В лучшем случае, выбирали простоватые флористические картинки. 

Как сейчас делают вербилковский фарфор?

После распада СССР к заводу вернулось старое название – Мануфактуры Франца Гарднера. На производстве есть несколько конвейерных линий, но от ручного труда полностью не отказались – вручную прикрепляют к готовым формам носики, ручки, украшения, отливают мелкие детали. Также мастера самостоятельно расписывают изделия премиум класса, декорируют платиной и золотом – именно на них ставится герб Гарднера.

Спустя несколько веков в Вербилках возвращаются к истокам, появляются чайные сервизы и чайные пары по старым гарднеровским и кузнецовским формам.

По материалам интернет-магазина «Классика фарфора».


История русского фарфора на примере чайных сервизов Вербилок


Ньюсмейкер: Интернет-магазин Классика фарфора
Поделиться:

Интересно:

В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
23.04.2024 18:16 Мероприятия
В России стартует проект, объединяющий русскую поэзию и музыку
Проект "Поэт в России - больше, чем поэт", в рамках которого представят четыре концертные программы, объединяющие русскую поэзию и музыку, стартует в России. Программа первого сезона будет посвящена русским поэтам Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Сергею Есенину и Сергею Михалкову, ее покажут...
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
23.04.2024 16:46 Новости
Молодые предприниматели могут стать драйвером всей экономики
В Москве прошел форум молодых предпринимателей «Создай наше», организованный Корпорацией МСП и Агентством стратегических инициатив. В его рамках прошла пленарная дискуссия «Развитие и поддержка молодежного предпринимательства в России». Как отметил в начале обсуждения...
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
23.04.2024 15:33 Мероприятия
Бизнес-форум «Мир возможностей» проходит в ОАЭ
В Дубае стартовал Международный бизнес-форум «Мир возможностей». За 2 дня (23 и 24 апреля) масштабное деловое событие объединит в Дубае лидеров российского и международного бизнеса для обсуждения сотрудничества в новых глобальных условиях. Форум — событие номер 1 для компаний и инвесторов...
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
23.04.2024 13:26 Новости
В Петербурге установят памятник незрячим бойцам ВОВ
На рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства принято решение об установке памятника «Слепой слухач – защитник неба блокадного Ленинграда». Монумент призван увековечить память незрячих бойцов ленинградской противовоздушной обороны в годы Великой...
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
23.04.2024 09:40 Аналитика
Какие направления предпочитают российские туристы на майские праздники
По предварительным оценкам аналитиков АТОР, порядка 75% поездок на майские праздники туристы совершат по России, а 25% – за рубеж. В России, при сохраняющемся лидерстве курортов Краснодарского края, туристы расширяют географию поездок, а вот в выездном туризме часть спроса с других направлений...