В старину обычные горожане за покупками отправлялись на рынки. Туда крестьяне и купцы привозили мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, а также многие другие товары: одежду, посуду, ткани, материалы.
Рынки были сердцем русских городов. Они возникали стихийно — как правило, на центральных площадях или у рек. Сперва на таких базарных площадях выстраивали деревянные, а затем и каменные лавки, иногда даже двухэтажные.
На рынках зачастую царила антисанитария. Площади были завалены объедками и мусором, а воздух наполняли неприятные запахи. Осип Мандельштам вспоминал:
“…Закрыв глаза, по запахам, по испарениям можно сказать, какие грядки ты проходишь. То запах свежей убоины мускусом и здоровьем ударяет в голову — запах животных трупов, — не страшный, потому что мы не хотим понимать его значение; то квадратный запах дубленой кожи, запах ярма и труда".
Устроены рынки были одинаково: они делились на ряды, в каждом из которых продавали одну категорию продуктов. Например, мясо и овощи купить в двух соседних лавках было нельзя. Вокруг же базарной площади всегда располагались харчевни, трактиры, питейные.
Главным рынком дореволюционной Москвы был базар на Охотном ряду, в самом центре города. А название свое Охотный ряд получил еще в старину, когда там свободно торговали дичью охотники.
Закупались в Охотном ряду повара лучших трактиров и ресторанов Москвы, кухарки знатных семей и купцы. Горожане с невысоким доходом скупали дешевые продукты на краю площади, в основном требуху и остатки пищи.
Но даже богатейший рынок города был залит нечистотами. Журналист Владимир Гиляровский писал в сборнике очерков «Москва и москвичи»:
"Нечистоты заднего двора выше всякого описания. Почти половину его занимает официально бойня мелкого скота, помещающаяся в большом двухэтажном каменном сарае. Внутренность бойни отвратительна. Запекшаяся кровь толстым слоем покрывает асфальтовый пол и пропитала некрашеные стены. <…> Площадь этого двора покрыта толстым слоем находящейся между камнями запекшейся крови и обрывков внутренностей, подле стен лежит дымящийся навоз, кишки и другие гниющие отбросы. Двор окружен погребами и запертыми сараями, помещающимися в полуразвалившихся постройках".
После скандального санитарного осмотра 1880-х годов в Охотном ряду стали пристальнее следить за порядком. Истребили всех кошек, которые всегда свободно разгуливали по базару, начали бороться с крысами. Однако чище рынок не стал.
Полной противоположностью Охотного ряда был Хитров рынок. В 1824 году Николай Хитрово выкупил Хитровскую площадь у погорельцев и подарил ее городу. Там возвели торговые ряды. После отмены крепостного права в этот район съезжались бедные рабочие из разных уголков страны, а со временем Хитровка стала криминальным центром Москвы, куда стекались преступники, нищие и бездомные.
Площадь располагалась в низине, там всегда было туманно и сыро. Вокруг торговых рядов находились ночлежки и трактиры. Владимир Гиляровский вспоминал:
“Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны".
Торговали на рынке, по словам того же Гиляровского, краденым и готовой едой для «хитрованцев»:
“…Торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушенкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»… Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками. «А ведь это был рябчик!» — смакует какой-то «бывший». А кто попроще — ест тушеную картошку с прогорклым салом, щековину, горло, легкое и завернутую рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка — рубец, который здесь зовется «рябчик»".
Смоленский рынок располагался в окрестностях Арбата, около современного Садового кольца. Он появился стихийно на месте разрушенных стен Земляного города. Первое время там, как и на Хитровке, торговали краденым, но со временем рынок стал расширяться и богатеть.
На этом базаре можно было купить антиквариат, украшения, посуду, книги. Букинист Афанасий Астапов вспоминал:
“Смоленский рынок был лучшим местом для букиниста, потому что рынок этот прилегает к местности, населенной в то время по преимуществу аристократией, помещиками и другими состоятельными людьми… На Смоленском навещали книжников люди денежные и знатные…"
Но продукты на Смоленском рынке следовало покупать с осторожностью. Например, в 1911 году в некоторых лавках взяли пробы сливочного масла. Отчет гласил: «Анализом обнаружена во всех пробах примесь кокосового масла и анилиновой краски».
В 1875 году, когда торговля приобрела колоссальный оборот, на площади выстроили каменные ряды для продажи продуктов. Так власти планировали бороться с антисанитарией. Но места всем торговцам в новых рядах не хватало, и рынок продолжал расширяться, застраиваться палатками. Люди торговали с рук.
А после революции на площади появился «французский ряд». Там аристократы пытались распродавать ценные вещи. Новоиспеченные торговцы говорили между собой на французском — так и возникло название ряда.
Автор: Дарья Федосова, портал «Культура.РФ»
Изображение (фото): Murray Howe. flickr.com
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица:




