07.07.2009 00:00
Аналитика.
Просмотров всего: 5222; сегодня: 1.

Компании розничной торговли обратили внимание на развивающиеся рынки

Несмотря на текущий спад в экономике, быстроразвивающиеся рынки – это ключ к успеху транснациональных компаний, занятых в секторе розничной торговли и производства потребительских товаров. За последние годы в эти страны были произведены крупные инвестиции в ожидании значительного роста их экономик, и, согласно результатам обзора «Формирование новой структуры для завоевания рынков: Какие структуры формируются в транснациональных корпорациях для обеспечения конкурентоспособности на быстроразвивающихся рынках», подготовленного PricewaterhouseCoopers совместно с исследовательским отделом журнала The Economist, компании испытывают трудности в достижении поставленных показателей роста.

Специалисты ожидали, что отставание быстроразвивающихся рынков от развитых экономик традиционно несколько снизится в период спада (в 2009 году прогнозируется сокращение объемов рынков США и Еврозоны на 2%, а экономики Великобритании – на 2,6%). Однако перспектива развития сектора розничной торговли и производства потребительских товаров еще далека от определенности на фоне текущего кризиса. В условиях экономической рецессии быстроразвивающиеся рынки продолжают обеспечивать рост, хотя и пониженными темпами. Не будь этого роста, многим ритейлерам и компаниям сферы потребительского рынка пришлось бы перейти на режим жесткой экономии. Помимо крупнейших быстроразвивающихся стран, таких как Индонезия, Мексика, Турция и Вьетнам, компании возлагают надежды на развивающиеся рынки, в частности, рынки стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в попытке укрепить свои позиции на мировой арене.

Для достижения успешных результатов деятельности на быстроразвивающихся рынках как компании розничной торговли, так и производители потребительских товаров проводят реструктуризацию, хотя при осуществлении преобразований они используют разные выигрышные позиции. Ритейлеры, у которых период присутствия на быстроразвивающихся рынках менее продолжителен, проводят реорганизацию для более эффективного проникновения на эти рынки. Обычно это означает децентрализацию процессов и обеспечение большей гибкости. Для целей стратегического руководства и оказания содействия в планировании, повышения квалификации талантливых специалистов в регионе и оценки возможностей для приобретения активов или выхода на новые рынки компании создают региональные офисы. С другой стороны, компании сектора производства потребительских товаров, большинство из которых уже обеспечили значительное присутствие своих брендов на этих рынках, применяют в своей организации более упрощенную и централизованную структуру в регионах, чтобы получить эффект экономии на масштабах благодаря использованию общих центров предоставления услуг и единой цепочки поставок.

Чтобы учесть в своей деятельности специфику местного рынка, компании нанимают менеджеров, понимающих национальную культуру и, предпочтительно, являющихся коренными жителями этой страны. Однако опрошенные руководили отметили, что к головным офисам, расположенным в регионах, это правило не применяется. Они считают, что региональным сотрудникам важнее обладать управленческим талантом для обеспечения должного руководства подчиненными и видением ситуации скорее на глобальном, чем на местном уровне.

Еще один вывод заключается в том, что хотя компании, занятые в секторе розничной торговли и производства потребительских товаров, сформировали на быстроразвивающихся рынках репутацию крайне привлекательных работодателей, и многие специалисты очень хотят работать в этих фирмах, тем не менее, удержание персонала и руководство такими кадрами являются одними из самых сложных вопросов для этих компаний. Существует мнение, часто совершенно необоснованное, что на быстроразвивающихся рынках сотрудники легко уходят из одной компании, если в другой им предлагают чуть более высокую заработную плату. Конечно, деньги имеют значение, но не такое большое как возможности развития и карьерного роста.

Несмотря на возрастающую роль быстроразвивающихся рынков, потребуется какое-то время, чтобы достичь межнационального баланса на управленческом уровне. Одним из важных сигналов потенциального карьерного роста сотрудников внутри компании на быстроразвивающихся рынках является количество иностранцев на уровне совета директоров. Анализ 40 ведущих компаний, принявших участие в данном исследовании, показал, что только в 15 из них в совете директоров есть руководители из быстроразвивающихся стран, эта цифра лишь незначительно увеличилась по сравнению с данными 2003 года.

С другой стороны, наблюдался прогресс с точки зрения гендерного баланса в совете директоров компаний сектора розничной торговли и производства потребительских товаров. В 2003 году в 9 из 40 организаций среди членов совета директоров не было женщин, тогда как в 2008 году таких фирм было всего 2. Кроме того, в 2008 году среди руководителей компаний секторов розничной торговли и потребительских товаров женщин стало на 50% больше.

Кроме расширения форматов магазинов и строительства заводов на быстроразвивающихся рынках, успешные компании розничной торговли и производители потребительских товаров также стремятся к сплочению коллектива на основе применения единой корпоративной культуры. Опрошенные компании называют согласованную в глобальном масштабе корпоративную культуру, в основе которой лежат всеобщие ценности уважения и принципы обслуживания клиентов, в качестве ключевого фактора, который поддерживает репутацию и престиж фирмы при расширении на другие рынки. А вот поведение на рабочем месте в большей степени зависит от национальной культуры, и часто такую практику трудно адекватно интегрировать в другие страны.

Дэйл Кларк, руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers в России, делает следующий вывод:

«По мере возрастания неопределенности в экономике развитых стран (а этот период, похоже, обещает стать затяжным) будет повышаться значение быстроразвивающихся рынков для транснациональных корпораций. Многие из них уже начали проводить реорганизацию, чтобы выйти на следующий уровень проникновения на быстроразвивающиеся рынки.

Успех будет во многом зависеть от возможности компании создать такую корпоративную структуру, которая позволила бы компании быстро и с низкими затратами расширить свою деятельность на новых рынках. Однако преобразование физической структуры – только часть задачи. Самыми успешными окажутся компании, которые обратят внимание на совершенствование корпоративной культуры и развитие персонала для достижения лидерства».


Ньюсмейкер: PricewaterhouseCoopers — 127 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Как воевали легендарные партизаны-разведчики
09.07.2025 10:12 Аналитика
Как воевали легендарные партизаны-разведчики
Катастрофические первые дни Великой Отечественной заставили резко изменить режим работы всей советской государственной системы. Страна словно бы оказалась в положении человека, внезапно получившего тяжёлые травмы - как физические, так и психологические, после которых ему ещё пришлось "включить" форсированный режим действий, означавший одно - сверхнапряжение всех сил. Судьба, по существу, поставила перед страной предельно простую и жёстокую альтернативу: выдержать новые обстоятельства либо погибнуть. В подобном положении очутилась и советская внешняя разведка. Ведь ситуация "горячей" масштабной войны, что предполагает проведение прифронтовых и зафронтовых действий, - это в большей степени стихия военной разведки, диверсионно-разведывательных и партизанских формирований. Но было необходимо "подставлять плечо" и без промедления встраиваться в новейшие обстоятельства. Советская внешняя...
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
06.07.2025 12:06 Аналитика
Сражение у Новодвинской крепости. Как кормщик Иван Рябов спас Россию
Туманным вечером 6 июля 1701 года у строящейся Новодвинской крепости показались три неизвестных корабля, шедших в сторону Архангельска. Шли они под нейтральным флагом, однако настороженность вызывал тот факт, что дошли неясные слухи, будто сюда движется шведская эскадра, к тому же недавно в данном районе пропало русское судно с командой стрельцов да таможенником на борту. Для досмотра неизвестных судов был направлен баркас, а возглавил группу лично командир Холмогорского гайдуцкого полка Григорий Животовский. Когда русская лодка достаточно приблизились к ближайшему кораблю, завязался разговор между Животовским и представителем корабельной команды. Он настойчиво приглашал подняться русского офицера на борт, когда один из стрельцов разглядел, сквозь приоткрытый пушечный порт на борту корабля, затаившуюся на нижней палубе большую группу вооруженных шведских солдат. Стрелец успел...
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
04.07.2025 10:36 Мероприятия
Мэр Москвы открыл выставку о великом князе Сергее Александровиче
Сергей Собянин открыл выставку «Августейший хозяин Москвы». Она посвящена великому князю Сергею Александровичу (1857–1905) — первому и единственному представителю императорского дома Романовых, возглавлявшему Первопрестольную (с 1891 по 1905 год). «Нынешняя выставка в Музее Москвы, конечно, не может не привлекать внимания и не трогать сердца москвичей. Потому что период, когда Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы, — это один из самых лучших периодов развития города. Я бы назвал его вообще революционным периодом, потому что именно при нем был дан такой толчок развитию Москвы, когда она из провинциального, мягко говоря, не очень комфортного и чистого города начала превращаться в один из лучших европейских городов. В этот период было сделано то, что не было сделано перед этим целое столетие», — сказал Сергей Собянин. Экспозиция в Музее...
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
03.07.2025 17:14 Мероприятия
Сокровища ризницы Новодевичьего монастыря впервые показали в Туле
В филиале Государственного исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители. Экспозиция знакомит с многовековой историей монастыря и рассказывает о его роли в сохранении традиционной духовной культуры. «Исторический музей и Новодевичий монастырь связывают особые отношения. В тяжелые годы богоборчества, когда многие обители закрывались или были разрушены, Новодевичий монастырь обрел защиту благодаря статусу музейного объекта в составе Исторического музея. Именно это спасло национальную святыню от печальной судьбы множества разрушенных храмов и монастырей. Сотрудники музея бережно хранили редкие памятники истории нашей страны, уникальную коллекцию православного искусства. Жители Тулы получат уникальный шанс увидеть святыни монастыря – никогда ранее эти ценности не покидали...
Вечная память защитникам столицы!
03.07.2025 14:03 Мероприятия
Вечная память защитникам столицы!
Депутаты Мосгордумы возложили цветы к монументам в честь 84-й годовщины начала формирования Московского народного ополчения. Мероприятия в память о подвиге народных ополченцев Москвы проходят на мемориальных объектах, связанных с формированием дивизий Московского народного ополчения летом и осенью 1941 года. Патриотическая программа «Памяти Московского народного ополчения» реализуется с 2015 года по инициативе депутатов Мосгордумы при поддержке Мэра Москвы Сергея Собянина и Правительства Москвы. Сквер на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, памятник москвичам – бойцам народного ополчения: Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:  «84 года назад, 3 июля 1941 года, простые москвичи по зову сердца вступили в ряды Московского народного ополчения. Это были рабочие и студенты, учителя и артисты...