31.03.2011 00:00
Аналитика.
Просмотров всего: 5245; сегодня: 1.

Восстановление рынка недвижимости: что происходит со спросом?

Падение рынка недвижимости в целом прекратилось, но бодрого «отскока» ждать не приходится. Возможно, Россию ждет период долгого (до нескольких лет) и медленного восстановления. Об этом говорят участники рынка и аналитики.

В частности, по результатам обзора, подготовленного Центром макроэкономических исследований Сбербанка России в конце 2010 года «Рынок жилья: выход из кризиса» его авторы делают выводы:

• опыт аналогичных кризисов в Испании (1977), Норвегии (1987), Финляндии и Швеции (1991), Японии (1992), Таиланда (1997) и Кореи (1998) показывает, что во всех случаях рост начался не ранее чем через 1,5-2 года после падения, а в некоторых случаях и через 4-5 лет (Рис. 1).

• Российский кризис отличается от кризисов на рынках других рассматриваемых стран самой высокой скоростью роста накануне падения. Соответственно, и шок от «обвала» больше.

• После кризиса некоторые зарубежные рынки восстанавливаются быстрее, чем российский, имея при этом худшую макроэкономическую конъюнктуру. Мексика и Финляндия, например, не имеют такого положительного торгового баланса, как Россия, но цены там повернули к росту.

В чем причина такой ситуации? Ведь налицо факторы, «подогревающие» спрос:

• Доходы от экспорта углеводородов растут;

• Бюджетный дефицит сокращается – есть ресурсы для «подпитки» экономики через социальную сферу;

• В банковском секторе наступила стабилизация: «плохие» долги уменьшаются, прибыли и кредитные портфели растут, ставки кредитования снизились за год на несколько процентных пунктов и приблизились к докризисным значениям;

• Сбережения россиян тоже увеличиваются, о чем свидетельствует объем депозитов на банковских счетах;

• Наконец, рынок труда, в особенности в крупных городах, постепенно восстанавливается, да и реальные доходы жителей страны выросли в 2010 году на 4% в реальном выражении.

И наконец, «перепроизводства» на рынке тоже нет, а значит, нет и повода для низких цен.

Почему же спрос не толкает цену вверх? Почему не восстанавливается рынок?

По нашему мнению одна из основных причин здесь в том, что покупки жилья с инвестиционными целями россияне сегодня чаще совершают за рубежом, а внутреннему рынку остается лишь отложенный в кризис повседневный спрос. Об этом говорят и выводы выше упомянутого обзора: недвижимость таких стран, как Франция, Финляндия и Мальта уже снова растет в цене, а уникальные исторические, географические и культурные преимущества этих стран создают дополнительную ценность для покупателя при тех же инвестиционных рисках.

Как снова «переключить» покупателя-инвестора на внутренний рынок? Что поможет этому? При рассмотрении возможных «рецептов» мы намеренно опускаем те, за которые отвечает государство: они важны, но их эффект отложен, да и игроки рынка не питают надежд по поводу эффективности господдержки. Что мы можем сделать сами, как эксперты и участники рынка? В чем наша ответственность?

Мы сконцентрировались на 4 идеях, в основе которых лежат совместные действия самих строителей, девелоперов, инвесторов. Они могут быть следующими:

1. Необходимо больше глубокой, прозрачной и понятной широкой аудитории аналитики по рынку и девелоперским проектам. Стоимость квадратного метра давно уже не является достаточным показателем для принятия инвестиционных решений. Нужна публикация данных о производительности, скорости и себестоимости строительства, финансовом состоянии проекта, его целях и сроках. Посмотрите на сайты наших застройщиков: чаще всего даже стоимость объектов толком не указана. И ходит покупатель по сайтам и испытывает неудобство. Нет сервиса, нет информации, нет доверия.

2. Нужен целенаправленный поворот от неэффективных, пусть и приносящих большую маржу технологий в строительстве, проектировании, инвестиционных схемах в пользу скорости, надежности, использования энергоэффективных и экологичных технологий. Да, это снижение рентабельности в краткосрочном горизонте, но это репутационный выигрыш в стратегии. Уже сегодня есть проекты и технологии строительства, позволяющие, например, получить за 1,5-2 месяца каменный дом по цене от 15 000 за квадратный метр. И мы участвуем в таких проектах. Знает ли об этом потенциальный покупатель?

3. Необходимо построение вертикально-интегрированных и «прозрачных» цепочек и альянсов: «инвестор-девелопер-строитель-покупатель». Девелоперам и строителям следует подумать о том, как предложить инвесторам более «зрелые», осязаемые во времени, тщательно просчитанные проекты. Не используется еще потенциал сотрудничества с инвестиционными компаниями, у которых есть «длинные деньги»: например, негосударственные пенсионные фонды. Да и более мелкие игроки (кредитные и потребительские кооперативы) могли бы вкладывать средства своих клиентов (в основном физических лиц), если бы им предлагался конкретный и юридически проработанный механизм инвестирования с оценкой рисков и результатов.

4. И наконец, цепочку (альянс) замыкают покупатели. Девелоперы не должны сваливать ответственность за организацию товариществ собственников жилья на них самих сразу по окончании строительства, но сами выступать инициаторами таких образований: создавать информационные доски, поощрять интернет-форумы, содействовать юридическому оформлению таких сообществ, оказывать им бесплатную консультационную поддержку на начальных этапах. Это будет способствовать прозрачности и распространению информации о реализуемом проекте среди потенциальных инвесторов намного больше, чем прямая реклама. И, таким образом, созданные ТСЖ будут намного эффективнее «карманных» строительных.

В качестве итога. Россия отстает от многих стран именно в производительности и эффективности бизнес-процессов. Мы знаем это, но все списываем на государство, которое недостаточно «вкладывается» в ее рост. Хочется спросить читателя, как эта позиция продвигает нас? Есть ли что-то, что зависит от нас? Мы считаем, что да. Возвращение инвестиционной привлекательности российскому рынку недвижимости возможно в случае роста конкурентоспособности тех, кто на нем работает. И в этом, в первую очередь, наша ответственность.


Ньюсмейкер: РМС — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...