02.10.2013 16:34
Новости.
Просмотров всего: 8363; сегодня: 3.

Обзор цветочного рынка в России - 2013

Спрос на цветы - своеобразный барометр финансового состояния общества. Чем богаче город или регион, тем большее количество проданных цветов приходится на душу населения. Цветочный бизнес стал одним из наиболее перспективных, но в тоже время, рискованных направлений розничной торговли. Безмолвные палатки с цветами – это рынок, который не требует рекламы. Сегодня цветочный рынок в России развивается довольно динамично.

В целом, рынок живых цветов представлен такими видами, как срезанные цветы, цветы в горшках, посадочный материал.

По данным «Союза садоводов Москвы», ежегодный оборот российского рынка посадочного материала составляет порядка 1 млрд. долларов. В стране насчитывается около 40 млн. людей, занимающихся садоводством и огородничеством. Каждый из них покупает семена, саженцы, луковицы декоративных культур и другой посадочный материал.

На протяжении последних лет рынок цветов демонстрирует стабильный рост. Стоит отметить, что в 2009 году темп роста сократился, что связано с последствиями мирового финансового кризиса.

На рынке свежесрезанных цветов действует комбинированный принцип ценообразования. Во-первых, цена зависит от издержек, таких как курс доллара, таможенные пошлины, электроэнергия, цена на бензин. Во-вторых, цена ориентируется на внешние факторы: выше спрос – выше цена

Российский рынок цветов характеризуется ярко выраженной сезонностью: наибольший спрос на свежесрезанные цветы заметен в феврале, марте, мае, сентябре и декабре. В связи с ожидаемым подъемом спроса на продукцию на рынке стабильно происходит повышение цен в несколько раз. Лето же является «мертвым» сезоном.

По данным Росстата, в июле 2013 года цены на свежесрезанные цветы снизились на 1,2%.

К сожалению, ситуация такова, что спрос на цветы низкого ценового сегмента превышает спрос на дорогую продукцию. Среднестатистическому россиянину для покупки цветов сегодня еще нужен повод. Тем не менее, с ростом доходов населения цветы будут приобретать «просто так».

Нередко решение купить цветы принимается импульсивно - букет приобретается по пути, поэтому востребованность продукции часто зависит от расположения торговой точки. В большинстве случаев розничная продажа цветов осуществляется посредством ларьков и цветочных павильонов (70%). В формате магазина или салона функционируют около 10% всех точек продаж. Тем не менее, в последнее время формат магазина цветов существенно наращивает обороты.

Активно развивается сегмент Интернет-торговли, который, к тому же, представляет наименее рискованную модель цветочного бизнеса - сегодня в Москве конкурируют между собой около 150 цветочных интернет-магазинов. И не удивительно, потому что на те же деньги, которые требует открытие одной торговой точки, вполне можно открыть несколько виртуальных магазинов. Наценка в них больше, чем в цветочных палатках, а букеты дороже, что является спецификой Интернет-торговли цветами.

Основной инструмент цветочного бизнеса – дополнительные услуги. Сегодня салоны предлагают доставить букет, отправить флориста к заказчику, предоставить в аренду экзотические комнатные растения для оформления банкетного зала и т.д. В последнее время у экзотических цветов появилось много почитателей. Так же некоторые салоны предоставляют консультации по вопросам ухода за цветами, берут их на лечение и даже содержание на время отпуска их хозяина. Многие салоны делают акцент на сопутствующие товары, которые приносят до 15% прибыли, уделяя особое внимание подарочной тематике: в дополнение к букету покупатель может выбрать конфеты, сувениры, парфюмерию, алкоголь.

Что касается оптового сегмента, то он уже насыщен и появление новых игроков не ожидается.

Среди крупнейших российских производителей цветов можно выделить:

• Совхоз «Южный»

• «Ульяновский совхоз декоративного садоводства»

• «Сельхозпроминвест»

• «Розовый сад»

• «Мир цветов»

• Тепличный комплекс «Мокшанский»

К крупнейшим оптовым компаниям относятся:

• «Starlight»

• «Амадей»

• «Грин Лайн»

К розничным сетям:

• «Ирис»

• «AMF - международная сеть доставки цветов», «Interflora»

• «Au nom de la Rose» («Во имя розы»)

Участники цветочного рынка по-разному оценивают рентабельность цветочного бизнеса. Однако, несмотря на опасности рынка, количество желающих открыть собственный бизнес в сфере продажи цветов и растений неизменно растет. Вероятно, это обусловлено низкой стоимостью входа на рынок и высокой рентабельностью. В целом можно отметить, что за последнее время рентабельность увеличивается за счет спроса на услуги флористов и цветочные композиции.

На отечественном рынке цветочной продукции есть свои недостатки. К ним относятся нестандартизованность продукции, необязательность в поставках, а также несоответствие цены качеству. Не стоить забывать и про отсутствие современных технологий. Цветы, которые выращиваются в еще советских теплицах, сильно уступают в качестве тем, что привезены из-за рубежа, и не в состоянии удовлетворить покупателя. Тем не менее, цены на российские и импортные цветы зачастую совпадают.

ИМПОРТ

Россия входит в шестерку стран-лидеров по импорту срезанных цветов всех видов. Возглавляют список такие страны, как США, Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция.

В 2012 году объем продаж цветов на российском рынке увеличился и составил более 4 млрд. долларов. По данным Флористического союза, из них 90% - импортная продукция.

Нидерланды являются главной страной-поставщиком цветочной продукции, на долю которой приходится более 70% рынка.

По данным компании IndexBox, в 2010 году розы занимали первое место в структуре импорта свежесрезанных цветов (44%). Следом шли хризантемы и гвоздики (22% и 14% соответственно). Орхидеи составляли незначительную часть импорта. Основная часть срезанных роз поставлялась из Южной Америки. Более 60% импорта в натуральном и стоимостном выражении – это розы из Эквадора. Такие цветы отличаются высоким качеством и выдерживают длительную транспортировку.

На втором месте по объемам импорта находится Колумбия, откуда поставляется основная часть гвоздик.

По данным маркетингового исследования российского и мирового рынка срезанных цветов, в 2012 году по всем основным странам-поставщикам наблюдался рост поставок роз в Россию. Однако самый высокий показатель роста в процентном выражении отмечался по Кении. Импорт роз из этой страны вырос более чем на 50% в количественном и в стоимостном выражении.

Поставки цветов также осуществляются из Турции, Эфиопии, Израиля.

Главным поставщиком орхидей в России является Таиланд.

Наибольший объем продаж свежесрезанных цветов отмечается в Москве. По различным данным, рынок продажи цветов в столице занимает от 17,5% до 23% от общего объема продаж в стране. За ней следуют Санкт-Петербург и Московская область, на которые приходится 13% и 18% соответственно.

По оценке компании «МКА Бизнес Рейтинг», за первое полугодие 2013 года в структуре импорта свежесрезанных цветов первое место занимают розы, 43% в натуральном и 48% в стоимостном выражении. На втором месте по объему в натуральном измерении находятся хризантемы - 22% и 19% соответственно. На гвоздики пришлось 11% импорта в натуральном и 8% в стоимостном выражении.

Динамика импорта свежесрезанных цветов РФ за последние пять лет демонстрирует значительное снижение в «кризисном» 2009 году - на 10,5% (по данным «МКА Бизнес Рейтинг»), однако затем отмечен активный рост начиная с 2010 года: на 8,4% в 2010г; на 18,5% в 2011г; на 30,8% в 2012г.

Интересно, что на кризис ярче всего отреагировали сегменты орхидей и роз, объем импорта по данным сегментам снизился на 15,7% и 13,3% соответственно, однако достаточно быстро восстановился. В 2012 г. объем импорта гвоздик снизился на 4,1%, а объем импорта хризантем увеличился на 2,4%.

РОССИЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Помимо активности импортеров, рост российского рынка свежесрезанных цветов обеспечивается также за счет отечественного производства. По среднесрочным прогнозам, рост объемов российского производства цветов будет значительно опережать темпы роста импорта.

Внутреннее производство цветов и реализация тепличной продукции в стране растет стремительными темпами. Крупные инвестиционные вливания направляются в непрофильный бизнес – цветочные промышленные теплицы. За 2008-2011гг. среднегодовой темп роста составил 23%. Рост осуществлялся за счет введения в строй новых тепличных комплексов и выхода на полную производственную мощность недавно построенных промышленных теплиц.

Наибольший объем производства свежесрезанных цветов в натуральном выражении в России приходится на Центральный федеральный округ. Это связано с ростом инвестиций в производство срезанных цветов и появлением новых тепличных хозяйств.

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Многие ведущие аналитики предрекают положительную динамику роста российскому цветочному рынку. По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 лет Россия займет второе место в Европе по объему импорта срезанных цветов после Германии.

Рынок России очень далек от насыщения. Сегодня цветочный рынок демонстрирует ежегодный прирост 20-25%. По расчетам GLOBAL REACH CONSULTING, объем рынка России в натуральном выражении составляет около 1 млрд. шт. По оценкам аналитиков, реальная емкость рынка оценивается в 40 млрд. долларов.

Также прогнозируется, что цены на цветы будут снижаться вследствие вступления России в ВТО. Ставки пошлины на ввоз свежесрезанных цветов будут снижаться с 15% до 5%. По информации участников рынка, сезонность будет постепенно сглаживаться впоследствии изменения предпочтений потребителей, которые будут покупать цветы не только по случаю праздников, но и в качестве знака внимания или украшения дома.

Рынок цветов России будет продолжать развиваться и за счет увеличения доли отечественных производителей. За последние годы было произведено много вложений в развитие отечественного производства. Как полагают специалисты, инвестиции в строительство производственных комплексов и теплиц будут осуществляться и дальше. Однако, что вряд ли, наши тепличные хозяйства смогут полностью удовлетворить спрос на цветы внутри страны. И дело не только в малых объемах производства. Россия никогда не сможет угнаться за богатейшим ассортиментом иностранных поставщиков, которые поставляют тысячи наименований различных растений, которые у нас не выращивают.

Мокшан Пензенской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: МКА Бизнес Рейтинг — 13 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...