В настоящее время российский потребитель все чаще предпочитает онлайн-шоппинг походам в магазин. Покупки в зарубежных интернет-магазинах привлекают россиян своей невысокой стоимостью, что является их значительным преимуществом перед аналогичными российскими товарами. Обусловлено это тем, что товары, приходящие в Россию по почте, не облагаются никакими российскими налогами. Конечный потребитель оплачивает лишь таможенную пошлину и то только в том случае, если стоимость посылки превышает 1000 евро.
Российские чиновники не раз пытались взять под свой контроль активный рост зарубежных интернет-покупок. Число почтовых отправлений с каждым днем становится все выше и, как следствие, российская экономика неизбежно страдает от этого явления.
"Почта России" год за годом отмечает рост посылочного трафика. Никаких прописанных мер по предотвращению этой статистики у российских чиновников пока нет. Начальник Московской таможни Центрального таможенного управления Александр Дуров считает, что проблему помогла бы решить пошлина на онлайн-покупки в зарубежных интернет-магазинах. В настоящее время ФТС пытается подсчитать, сколько процентов от стоимости товара взимать в качестве государственной пошлины. Предположительно, эта сумма может составить от 1% до 10%.
ФТС, в свою очередь, подчеркивает, что обложить пошлиной планируется не единичные покупки, а оптовые торговые партии. Единственный вопрос, возникающий сразу, — каким образом удаться выявить этих самых реальных оптовых покупателей. И стоит ли относить к ним десяток-другой мамочек, объединяющихся вместе на социальных платформах с целью совместно приобрести детские вещи и немного на этом сэкономить. В любом случае, возможная пошлина вряд ли уменьшит входящий в Россию трафик товаров из зарубежных интернет-магазинов, так как, даже при плюсе 10% к стоимости, цена предлагаемых на иностранных интернет-площадках товаров, все равно будет выгодно отличаться от цены российских аналогов в розничных магазинах.
Руководитель таможенной и внешнеторговой практики IFCG RUS (ifcg.ru) Степан Семилетников так прокомментировал данную ситуацию: «Реальная проблема, стоящая перед Федеральной таможенной службой, состоит не в том, какой именно процент пошлины взимать с товаров и даже не в том, как выявлять «коммерческие партии» среди моря интернет-посылок. Основная сложность заключается в правовом обосновании и юридическом оформлении вводимой пошлины. Текущее законодательство не предусматривает возможности облагать пошлиной товар в зависимости от способа его приобретения. Ставка пошлин зависит исключительно от кода товара по ТНВЭД, а также от назначения данного товара (для личного пользования или для коммерческих целей). В очередной раз мы сталкиваемся с проблемами нашего «демократического» и поистине «правового» государства, в котором принцип верховенства Закона подменяется принципом верховенства воли органов государственной власти».