07.07.2011 00:00
Новости.
Просмотров всего: 2677; сегодня: 1.

"Работодатели и образование. Итоги мониторинга"

Российские предприятия востребуют все больше вузовских выпускников, но сворачивают «серьезные» отношения с системой образования.

Мониторинг экономики образования (МЭО) проводится Государственным университетом-Высшей школой экономики вместе с Росстатом и ведущими социологическими службами России – ФОМом и Левада-центром уже 4-й год. Заказчик и основной потребитель исследования – Министерство образования и науки России. МЭО – крупнейшее в истории комплексное обследование ресурсов образования, предпочтений и стратегий участников образовательных рынков – от семей учащихся до работодателей. МЭО основан на сочетании социологических и статистических исследований в целях моделирования процессов, ускользающих от официальной статистики.

Уже в 2002 году был установлен объем теневых платежей семей в систему образования, в том числе на переходе «школа-вуз», где он достигал почти миллиарда долларов. В 2005 году на основе мониторинга впервые сделана оценка затрат российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку своих работников – около 400 млрд.руб. в год. На этом фоне заказ предприятий собственно образовательным учреждениям оказался очень мал – 17 млрд.руб.

МЭО-2006 выявил ряд новых и очень сильных тенденций, продолжение которых способно за несколько лет радикально изменить не только образование и рынок труда, но и в целом систему формирования человеческого капитала России.

1. В стране сохраняется «навес высшего образования» - перепроизводство высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики. Оно поддерживается и со стороны спроса семей, и со стороны спроса предприятий. В настоящее время около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, 57,4% готовы платить за это. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профессиональное образование ничтожно: если после 9 класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся (в Москве – 70%), то идти в техникум – только 11% (в Москве – 9%), а в ПТУ – только 5% (в Москве – 1%). При этом, правда, есть еще 20% неопределившихся. Из них, как правило, и рекрутируются учащиеся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений. В результате экономика получает в качестве квалифицированных исполнителей людей, немотивированных к обучению и профессиональной карьере. Но это еще не все. В 2006 году с 38% до 47% выросла доля выпускников техникумов, которые вообще не собираются работать по полученной специальности, а хотят сразу поступать в вуз.

2. Предприятия сталкиваются с определенным обострением дефицита квалифицированной рабочей силы. За прошедший год доля предприятий, на которых численность персонала в основном соответствует потребностям, в секторах промышленности и транспорта снизилась на 4-5 процентных пунктов, до 46-48%. У по другим отраслям она практически не изменилась и колеблется в районе 56-65%.

Качественное распределение кадровых ресурсов складывается в пользу крупного бизнеса и так называемых «новых» отраслей экономики.

Масштабы обновления персонала остаются очень высокими прежде всего по категории квалифицированных рабочих – 73% предприятий нанимали их за 2005 год на вакантные места, хотя этот показатель несколько снизился по сравнению с 2004 г. (78%). Другие категории работников нанимались меньшей долей предприятий – неквалифицированные рабочие 54% предприятий, специалисты 35-39%.

3. Предприятия гораздо активнее на рынке работников с высшим образованием, чем на рынках выпускников ПТУ и техникумов. Из 100 предприятий, перечислявших в 2005 г. средства в учреждения профессионального образования (в основном за обучение работников), 82 перечисляли вузам, 48 – Сузам и только 43 – ПТУ. Чем успешнее предприятие, тем сильнее «смещение к вузам».

Если в промышленности бывших студентов нанимают 63% предприятий, а техникумов – 45% и ПТУ – только 51%, это может означать либо то, что на должности исполнителей и техников нанимаются люди с более высоким (и невостребуемым) образованием, либо то, что предприятие опирается на привлечение на рабочие должности «гастербайтеров».

4. Предприятия сворачивают долгосрочные формы сотрудничества с образовательными учреждениями. За последний год доля предприятий, НЕ сотрудничавших с ПТУ и профлицеями, выросла с 59% до 67%, НЕ сотрудничающих с СУЗами – с 61 до 71%, НЕ сотрудничающих с ВУЗами – с 51% до 65%. Сильнее всего сократились такие формы, как заключение прямых договоров на подготовку и организация стажировок, а также участие в финансировании учебных заведений.

5. Предприятия за последние годы создали собственную систему переподготовки и дополнительного образования. 29% опрошенных предприятий имеют собственные учебные заведения: 15% - курсы переподготовки, 11% - учебные центры, по 2% - ПТУ, колледжи и вузы! Они также предпочитают направлять работников для обучения на другие предприятия тому, чтобы направлять их в официальные образовательные учреждения. Последние теряют долю рынка дополнительного образования.

6. Появились сигналы о стабилизации кадрового состава предприятий. Вообще не принимали новых работников в 2005 г. 8% опрошенных предприятий (в 2004 г. – 5%). Это подтверждается и данными опроса граждан: 64% учившихся взрослых делают это для своей нынешней работы, и только 28% - чтобы найти другую работу или начать собственный бизнес.

7. Частные инвестиции в образование смещаются от основного профессионального образования к дополнительному. Основные образовательные программы все больше рассматриваются как чисто формальные, обеспечивающие необходимый документ об образовании и отсрочку от армии. В то же время реальные квалификации приобретаются в секторе дополнительного образования, часто параллельно с основным. Наиболее характерными представляются динамика частных затрат на уровне НПО (ПТУ, профлицеи). За один год как доля плативших за дополнительное образование, так и их затраты практически сравнялись с аналогичными показателями по основным программам НПО. При этом последние сильно сократились, особенно по доле плативших. Можно сделать вывод, что те 25% относительно платежеспособных учащихся, которые присутствуют в секторе подготовки квалифицированных рабочих, наполовину переместились за последний год на курсы дополнительного образования, изъяв свои средства из ПТУ и профлицеев.

8. Кризис системы начального профессионального образования. Предприятия промышленности и торговли заявили о необходимости дополнительного обучения или переподготовки 38 и 33% вновь принятых квалифицированных рабочих. При этом потребность в переобучении в 1,5 раза выше у успешных предприятий, работающих на современных технологиях. Больше того – по мнению работодателей, если специалистов требуется переподготавливать в среднем один месяц, то рабочих – до трех месяцев.


Ньюсмейкер: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики — 61 публикация
Поделиться:

Интересно:

Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
24.11.2024 15:38 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Денежная реформа Сокольникова
24.11.2024 12:03 Аналитика
Денежная реформа Сокольникова
Предпосылки и причины проведения денежной реформы Закончившаяся Гражданская война и сопутствующая ей политика «военного коммунизма» привели к гиперинфляции. Продолжилось обесценивание денег. В 1921 году совзнаки настолько обесценились, что практически не имели какого-либо реального значения. К...
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
24.11.2024 09:03 Персоны
К 295-летию со дня рождения Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов – основоположник русской военной теории, генералиссимус, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, граф Рымникский (1789), князь Итальянский (1799), великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, не считая семи иностранных. Гений...
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
23.11.2024 12:50 Мероприятия
Бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе МКММ
21 ноября 2024 года в Москве на Большой Якиманке 26, бренд Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой принял участие в показе на площадке проекта МКММ - Международного Московского конкурса молодых модельеров.          Сегодня МКММ является одним из самых модных fashion мероприятий...