Текущая экономическая ситуация не рисует безоблачных перспектив для производителей огнезащитных составов. Уже на протяжении двух месяцев многие игроки рынка огнезащиты России испытывают невероятные сложности в закупках необходимого сырья. Сложившийся дефицит необходимых компонентов огнезащитных красок, пропиток и конструктивных составов невольно заставляет потребителей вспомнить времена начала девяностых прошлого века. Точно так же, как тогда вдоль витрин продуктовых и хозяйственных магазинов выстраивались длинные очереди, и толпы людей сметали то немногое, что лежало на прилавках, сейчас потребители сырья для производства огнезащитных составов выстаивают длинные очереди за необходимыми материалами.
Сейчас еще можно рассчитывать на порцию вожделенного базальта или плошку дефицитного колера, пусть и с месячным ожиданием. Однако, подогреваемые слухами о сильном росте доллара в июне сего года, цены неумолимо ползут вверх, а количество необходимого сырья истощается на фоне подорожания энергоносителей и сокращения объемов добычи.
Складывается ситуация, грозящая коллапсом отрасли. Сырьевики откусывают значительный кусок рентабельности снизу (поставка сырья по высоким ценам), а полузамороженные стройки, не готовые платить дорого за огнезащитную обработку конструкций, продавливают прибыль сверху, требуя снижения цен. В итоге, того немногого, что остается производителям огнезащиты едва хватает на покрытие своих накладных расходов. Приходится увольнять персонал и распродавать за бесценок то, что осталось на складах с прошлого года. И точно неизвестно, когда кризисный пресс ослабит нагрузку. Вероятнее всего многим производителям придется объявить себя банкротами и выставить торговые марки на продажу.
В ближайшие три месяца рынок огнезащиты России может в очередной раз обрушиться. По прогнозам специалистов подорожание доллара непременно приведет к увеличению себестоимости продукции многих производителей огнезащиты, особенно тех, которые используют в ее производстве большую часть импортных компонентов. Хотя и отечественные сырьевики не могут обнадежить – объема их поставок в лучшем случае хватит на защиту от огня европейской части России. А огонь, как мы знаем, мужчина серьезный и к кризисам экономическим равнодушен.
Что же, будем надеяться, что сезон огнезащиты 2009 года окажется более оптимистичным, чем кажется сейчас. Во всяком случае, те компании, которые плодотворно и дальновидно поработали в 2008 году, могут рассчитывать на хороший кусок рынка огнезащиты в году текущем. И уж если их огнезащитные составы заложили в крупные проекты, то и в кризисный период им на хлеб с маслом хватит.
Работайте с надежными поставщиками.
Андрей Вдовин,
Генеральный директор Торгового Дома «ПожКраска» - огнезащита и огнезащитные составы.