Пролистывая различные интернет-издания, нашел интересную статью о ценах на оптовом рынке детской обуви. Много всего в ней написано, но особенно зацепил следующий абзац: «На самом деле цена производителя одна. По такой цене покупают товар оптовики. Все остальное — это уже оптовые наценки, которые делают на товар оптовые компании. Все это завуалировано скидкой за объем, а маркетологи назвали все это «ценой производителя». Порассуждаем об этом.
Интересная идея: наценка на товар назначается от стоимости производителя, обратно пропорционально объему закупа и так от одной пары (цены в розничных магазинах) до определенного максимума (объемы регионального дистрибьютора). Почему такая схема не приживается? По каким причинам фабрики не устанавливают стоимость товара как точку отсчета для остальных звеньев товаропроводящей цепи?
Дело в том, что дистрибьюторы закупают детскую обувь оптом крупными партиями по ценам производителей. Далее они разбивают их до нормы отгрузки в один короб, повышают цены и продают участниками следующего товаропроводящего звена. Прекрасная работоспособная схема, но, к сожалению, эти же действия проделывают многие фабрики. Они тоже продают товар по одному коробу и, значит, тоже должны повышать цены. В итоге получаются цифры, равные дистрибьюторским ценам, которые также называют ценами производителя. Получается у одной цены два названия. Хорошо это или плохо? Скорее всего плохо. Ведь это ведет к неоднозначности в понимании термина и к выводам, звучащим в абзаце, с которого началось рассуждение.
Возможно ли исправить ситуацию? Да! Необходимо разделить эти понятия и сделать их однозначными. Как? Очень просто! Для этого достаточно производителям перестать продавать детскую обувь по одному коробу и переключиться на работу только крупным оптом, предлагая дистрибьторам товар по ценам производителя. Заметьте, по одной цене для всех крупных оптовиков! Дистрибьюторы, в свою очередь, анализируя ситуацию на рынке, должны назначать оптовые цены - цены дистрибьюторов. Аналогичным образом поступают мелкие оптовики и розничные магазины. Так каждое товаропроводящее звено на своем уровне формирует рыночную цену товара.
Невольно напрашивается вывод, что во всей неразберихе виноваты производители, которые вводят предпринимателей в заблуждение своими попытками формирования оптовых (дистрибьюторских) цен. Казалось бы, мелочи. Можно потренироваться в терминах и перестать путаться. Страшнее другое: сегодня производители взяли на себя функции формирования оптовых цен, что лишает дистрибьюторов возможности принимать самостоятельные решения и вытесняет их с обувного рынка. Кроме того, многие фабрики отпускают товар и в мелкооптовой комплектации. Например, один размерный ряд на модель. Получается, что мелкооптовые цены устанавливает тоже производитель и этим вытесняет с рынка следующее за дистрибьютором звено - мелкий опт. Встречались и случаи, когда фабрики назначали розничные цены и торговали по одной паре, конкурируя даже с магазинами. Так все звенья товаропроводящей цепи становятся лишними. Хорошо это или плохо? А это уже другая тема…