В конце февраля 2015 года российская «Ассоциация компаний розничной торговли» (АКОРТ) уведомила Федеральную антимонопольную службу о намерении крупнейших торговых сетей зафиксировать цены на ключевые продукты питания. Планируется, что «заморозка» продлится два месяца. В ФАС одобрили инициативу ритейлеров. Первой зафиксировала цены на отдельные социально значимые товары еще 1 декабря 2014 года торговая сеть «О’Кей».
Эксперты отреагировали на инициативу АКОРТ сдержанно. «Я очень осторожно отношусь к фиксированию цен со стороны государства, поскольку существует опасность дефицита. Но здесь речь идет об инициативе крупнейших игроков рынка», – отмечает заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов . «В 2009 году замораживание цен, инициированное государством, привело к их отложенному росту. Сейчас сети идут на это добровольно. Вероятно, они смогут удержать сбалансированную ценовую политику», – добавляет старший аналитик «Райффайзенбанка» Наталья Колупаева .
С точки зрения ритейлеров, коррекция ценовой политики простимулирует покупательскую активность. Однако чтобы реализовать инициативу, им приходится заниматься масштабной оптимизацией затрат.
Одной из мер, по мнению управляющего партнера ILM Андрея Лукашёва, может стать пересмотр условий аренды офисов или сдача части помещений субарендаторам. Такой шаг позволит сократить соответствующие статьи расходов на 30-40%.
Еще одна существенная статья затрат сетевой торговли – реклама. И многие эксперты рынка предрекают 15-30%-ное сокращение объема телевизионной рекламы в 2015 году .
Оптимизации подвергается и процесс закупок. Например, в гипермаркетах «Ашан» при закупках продуктов питания начали внедрять технологию отгрузок «0-100%». В течение дня товары доставляются в логистический центр сети, а ночью все продукты развозятся по магазинам транспортом компании. Это минимизирует товарные остатки и выбраковку скоропортящихся продуктов.
Впервые эта технология высокочастотной ротации продуктов была отработана на логистической платформе «Свежие продукты» нового распределительного центра «Ашан» (Томилино). Он обслуживает 28 гипермаркетов.
Ключевую роль в обеспечении работоспособности комплекса играют современные технологии контроля режимов работы холодильного оборудования. «Основой системы является электронный сервис Retail Care. Он позволяет осуществлять удаленный аудит холодильных агрегатов: контролировать их энергопотребление и оптимизировать технологические процессы. Специалисты могут дистанционно корректировать параметры работы оборудования в зависимости от температуры и влажности воздуха, а также загрузки охлаждаемых камер продукцией. Это помогает точно выдерживать требования по хранению всех видов продукции и минимизировать энергопотребление», – объясняет Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании «Данфосс» (Danfoss).
Помимо обеспечения нужд логистики, нововведение позволило снизить потребление электроэнергии на объекте на 1,39 миллиона кВт-часов в год. То есть ежегодная экономия составит более 6 миллионов рублей.
Коррекция цен является болезненной, но необходимой мерой для стабилизации положения рынка на фоне снижения покупательской способности населения. Есть вероятность, что не у всех ритейлеров хватит «запаса прочности» для долговременного продолжения этой политики. Минэкономразвития прогнозирует 10%-ное сокращение продаж в 2015 году, однако только в течение января рынок уже «похудел» на 5% . В таких условиях сокращение затрат является одним из главных факторов выживания.