16.04.2015 08:35
Новости.
Просмотров всего: 6218; сегодня: 2.

Как распределить ассортимент магазина по категориям?

Категорийный менеджмент это абсолютно другой взгляд на проблему управления ассортиментом. При переходе на эту перспективную технологию наши клиенты сталкиваются с множеством проблем. Мы начинаем цикл публикаций о категорийном менеджменте, в которых расскажем о том, какие сложности могут возникнуть и как их избежать.

Первая сложность - это деление товара на категории. Категорийный менеджмент - это не просто набор правил, это технология. Как только вы начинаете ее использовать, вы должны правильно подготовить данные и начать мыслить теми категориями, которыми эта технология оперирует. Как-то – взгляд на ассортимент с точки зрения не товара, а категории товара.

Категория – это объект управления, отражающий позиционирование магазина и исполняющий определенную роль в его ассортименте.

По привычке, при формировании справочника уделяют внимание его уровням, совершенно забывая о том, что товары должны объединяться единым признаком - взаимозаменяемость товаров с точки зрения покупателей. Нужно перестать мыслить так - у меня будет 3-уровневый справочник товаров, а сосредоточиться на том, чем вы будете управлять. Вы должны оперировать и управлять не товаром, а категориями товаров, что на практике переосмыслить бывает очень сложно.

Проще говоря, товарная категория – это то, за каким товаром покупатель идет в магазин. За молоком, кефиром и йогуртом, а не за молочными продуктами, за юбкой или брюками, а не за изделиями из хлопка и т.д.

Давайте возьмем произвольную категорию товаров, к примеру – растительное масло. С точки зрения покупателя, даже несмотря на его любые предпочтения по брендам, важно само присутствие товара этой категории в магазине. Так как одно растительное масло может заменить другое, но заменить его другим товаром невозможно. А наша первоочередная задача – удовлетворить потребность нашего покупателя в товарах данной категории.

Основным дефицитом в магазине является товарные площади, поэтому ваша основная задача правильно позиционировать ассортимент и на имеющихся площадях выставить те товары, которые пользуются спросом. Поэтому важно не только выделить категории из товарного ассортимента, но и распределить товары внутри категории, определить количество товарных позиций внутри категории и распределить товар по ценовым нишам внутри категории.

Количество товаров внутри каждой категории должно определяться, в первую очередь, позиционированием вашего магазина. Также как и ценовое распределение товаров внутри категории. Если ваш магазин дискаунтер, то у нас должно быть большее количество SKU из дешевого сегмента, и меньшее количество из дорого сегмента. Фактически, наши категории и распределение товаров по ценовым нишам в нем в уменьшенном масштабе повторяют позиционирование магазина.

Для каждой категории должны быть определено, сколько ассортиментных позиций в ней должно присутствовать, в процентах, либо количественно. Иногда возникает необходимость создавать внутри категории подгруппы – подкатегории, и иногда это действительно оправдано. Но мы не рекомендуем делать подробную детализацию, так как она может быть чрезмерной и мешать дальнейшей работе. К примеру, не стоит внутри категории выделять подкатегорию – уцененные товары или товары дня. С точки зрения покупательских предпочтений выделять эти товары нельзя.

Правильное распределение товаров по категориям – это основа, фундамент категорийного менеджмента. Далее для каждой категории должна быть определена ее роль в ассортименте, привязана площадь выкладки, назначен менеджер. Об этом мы расскажем в следующей публикации.


Ньюсмейкер: Софт-вест — 9 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...