15.01.2016 15:30
Аналитика.
Просмотров всего: 6992; сегодня: 1.

UFS Investment Company: Российский авторынок будет искать дно в 2017

После 36% падения продаж на авторынке в 2015 году отрасль ждет замедление темпов спада до 4,7% в этом году. В наступившем году в России будет продано около 1,53 млн новых автомобилей. Такие прогнозы объявили вчера в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В ассоциации уверены, что 2016 год будет чуть лучше кризисного 2009 года, в котором было продано лишь 1,4 млн новых авто.

Автомобильный рынок в России в 2015 году испытал колоссальное падение. Например, по итогам 2015 года АвтоВАЗ сократил продажи на 30%, дилеры реализовали около 270 тыс. автомобилей Lada, сообщили вчера в пресс-центре компании. Для сравнения: в 2014 году компания продала около 387 тыс. автомобилей Lada. При этом доля АвтоВАЗа на рынке в 2015 году выросла до 18%, что на 1,5% больше, чем годом ранее.

Однако у многих автопроизводителей по итогам прошлого года дела обстояли еще хуже. В частности, как следует из опубликованных вчера Ассоциацией европейского бизнеса данных по продажам, 2015 год показал значительное падение продаж у многих автопроизводителей. Так, на 74% упали продажи автомобилей марки Opel, на 67% снизились продажи Suzuki, на 61% – у Subaru, на 60% сократились продажи автомобилей Chevrolet.

В целом, по данным АЕБ, автомобильный рынок в РФ сократился по итогам прошлого года почти на 36%, а всего за год было продано около 1,6 млн автомобилей. «Это был очень трудный год, без подъема, который был в конце прошлого», – подчеркнул вчера на конференции председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Тем не менее, несмотря на столь серьезное падение, рынок по итогам года остался выше самого худшего результата – 1,46 млн проданных автомобилей в 2009 году.

Довольно оптимистично смотрят иностранцы на перспективы 2016 года. Так, по прогнозу АЕБ, в текущем году в России может быть продано 1,53 млн авто, что на 4,7% меньше показателя 2015 года. Таким образом, темпы спада по этим прогнозам будут замедляться.

Этот прогноз основан на том, что политика правительства по поддержке автомобильного сектора в целом сохранится и в 2016 году. «В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом», – говорит Шрайбер.

В то же время в АЕБ понимают, что экономические трудности могут заставить правительство РФ снизить поддержку спроса на новые автомобили. При этом в ассоциации пока не готовы оценивать возможные объемы падения рынка в случае, если правительство все же откажется от мер поддержки отрасли в 2016 году. «Неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту», – указывает представитель АЕБ.

Прогноз АЕБ – не единственный. В частности, у аналитиков PwC цифры более тревожные. Они считают, что восстановление российского авторынка до уровня 2012 года произойдет лишь к 2022 году. По базовому сценарию PwC в 2016 году будет продано лишь 1,3 млн машин, а по оптимистическому – 1,4 млн. При ухудшении макроэкономической конъюнктуры и отсутствии господдержки рассчитан и пессимистический прогноз – обвал рынка до 1,1–1,15 млн штук.

Аналитическое агентство «Автостат» ранее опубликовало собственный прогноз продаж легковых автомобилей в 2016 году. Согласно ему, продажи за весь 2016 год не превысят 1,4 млн штук. «Рынок будет сильно зависеть от того, сохранятся ли государственные программы его поддержки», – подчеркивали в агентстве. Если же события будут складываться по негативному сценарию, можно ожидать падения продаж до 1,2 млн по итогам 2016-го, считают в «Автостате». В Центре развития Высшей школы экономики еще больше пессимизма. «В лучшем случае по итогам 2016 года объем продаж легковых автомобилей составит 1,2 млн штук, в худшем – 1,1 млн», – полагали экономисты (см. «НГ» от 25.12.15).

«Если ситуация с инфляцией в стране продолжится, то продолжится и ситуация с доходами населения. Я исхожу из того, что в этом году тенденция продолжится. То есть рост цен будет сдерживать рост доходов населения», – говорит Шрайбер.

Напомним, что реальные располагаемые доходы россиян в ноябре снизились на 5,4% в годовом выражении. Такими темпами реальные доходы россиян не падали уже полгода, а худший результат в текущем году был зафиксирован лишь однажды – в мае, когда доходы россиян упали в годовом исчислении сразу на 6,6%. А за 11 месяцев 2015 года в годовом выражении реальные располагаемые доходы снизились на 3,5%.

Падение реальных доходов ускорило сокращение оборота розничной торговли. Так, в ноябре оно ускорилось до 13,1% против 11,7% в октябре и 10,4% в сентябре. За 11 месяцев оборот розничной торговли сократился на 9,3%, до 24,7 трлн руб.

На фоне такой статистики прогноз АЕБ можно назвать слишком оптимистичным, замечают эксперты «НГ». «Падение продаж за год на 4,7%, по сути, означает, что уже с января рынок стабилизируется, а текущий уровень продаж практически без изменений будет сохранен на все 12 месяцев. Это выглядит маловероятным», – говорит директор департамента QB Finance Дмитрий Кипа. Негативные факторы – такие как снижение реальных доходов, девальвация рубля, подорожание импортных комплектующих и самих автомобилей – сохранятся или даже усилятся. Поэтому при общем ослаблении экономики и падении благосостояния ждать стабилизацию продаж не следует, считает эксперт.

«Рынок новых автомобилей просядет на 10% из-за продолжающегося падения рубля», – уверен директор по операциям DPD в России Олег Коробкин. И это может заставить часть брендов покинуть российский рынок. «С рынка могут уйти иномарки с нестабильным спросом, например Subaru. Такие премиальные японские бренды, как Acura и Infiniti, могут всерьез рассматривать возможность ухода из России», – полагает эксперт. «Больше всего пострадают продажи автомобилей дороже миллиона рублей», – считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Не исключено, что в итоге такие марки, как Jeep, Great Wall, Fiat, Honda, SsangYong, Citroёn, Peugeot, могут исчезнуть из списка продаж, предполагает он.

Падение продаж в 2016 году может оказаться и более впечатляющим – около 15%, поскольку падает спрос и предложения автокредитов, а вторичный рынок усиливает конкуренцию, считает начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Достижение же указанного в АЕБ уровня снижения продаж возможно только при условии достижения рынком дна, после которого дальнейшее падение невозможно, напоминает Кипа. И, по его мнению, этот пик был пройден в 2015 году. «Однако даже при этом темпы снижения продаж вряд ли составят менее 30–35%», – указывает он. Ситуация в экономике далека от стабилизации, не соглашается с ним Ващенко. «Дно на авторынке может быть достигнуто даже в 2017 году», – полагает аналитик. Тем не менее он согласен с тем, что темпы падения рынка в текущем году сократятся. «Во многом из-за эффекта низкой базы», – говорит Ващенко. «Сильное падение в декабре 2015 года и по году в целом, напротив, объясняется резким всплеском спроса на автомобили в конце 2014 года», – напоминает он. Восстановлению же рынка, по его словам, сегодня мешают несколько факторов. «Государство прекращает действие программ, стимулирующих покупки нового автотранспорта (льготный лизинг, субсидирование ставок и утилизация), которые позволили в 2015 году продать около 400 тыс. автомобилей (четверть всех проданных)», – указывает эксперт.

Крупнейшие автопроизводители открыли в РФ сборочные производства, и сейчас им будет невыгодно закрывать или замораживать этот бизнес, поясняет эксперт «Росэксим Лизинг» Станислав Скаткин. Иностранцы могут переориентировать российские заводы на экспорт «излишков» в третьи страны, поскольку слабый рубль сделал производство в РФ более рентабельным, предполагают эксперты.


Ньюсмейкер: UFS IC — 88 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
26.11.2024 23:40 Мероприятия
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
В Москве на Большой Якиманке, 26  ярко и феерично прошел 24-й МКММ - показ новых брендов России. Проект МКММ (Международное московское комьюнити молодых модельеров) – это социальный проект в сфере моды, который ежегодно проходит в Москве более двенадцати лет.  МКММ – это некоммерческое...
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...
Мифология Древней Руси
26.11.2024 12:54 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений...
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26.11.2024 09:03 Новости
26 ноября 1812 года началось сражение на реке Березине
26 ноября 1812 года началась битва, которая вошла в мировую историю как сражение на реке Березине. Русская армия, пытаясь отрезать французам пути отхода, преследовала отступающее войска. Главное сражение произошло вблизи города Борисов, ныне это территория Белоруссии. Это битва не только вошла в...
Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...