В мае 2015 года крупнейшие российские продуктовые ритейлеры страны предложили Роспотребнадзору убрать из техрегламента Таможенного союза требования по указанию сроков годности для цельных овощей, фруктов, ягод, грибов и зелени. В сетях утверждают, что определить сроки реализации плодоовощной продукции попросту невозможно, поскольку в нашей стране нет никаких нормативных документов, регламентирующих порядок установления этих сроков. На сегодняшний день их устанавливают сами поставщики.
Как отмечает президент Национального союза производителей овощей Сергей Королев, никаких технологий определения срока хранения свежих неупакованных овощей и фруктов не существует, поэтому продавать их можно до тех пор, пока они не испортятся. А, по словам юриста Общества защиты прав потребителей Сергея Емельянова, жалоб от потребителей по данной товарной группе практически не поступает, поскольку свежесть овощей и фруктов всегда можно оценить невооруженным глазом. При этом сами ритейлеры жалуются, что терпят убытки, поскольку не всегда успевают распродать свежий товар до истечения формального срока его реализации, указанного поставщиком. В результате приходится снижать объемы заказов, а покупатели часто видят пустые полки в овощных отделах магазинов.
«Сегодня есть решения, которые позволяют в любое время года поддерживать на складских терминалах и в залах супермаркетов оптимальную температуру и влажность воздуха для максимально длительного хранения плодоовощной продукции без снижения ее потребительских качеств. Поэтому к вопросам определения сроков реализации можно подходить гораздо более гибко и определять их по месту исходя из фактического состояния овощей и фруктов», — считает Максим Высоцкий, руководитель направления «Торговый холод» компании «Данфосс» (Danfoss), ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования.
В качестве примера специалист приводит опыт торговой сети «Ашан», где начиная с 2014 года была введена в строй новая технологическая платформа «Свежие Продукты». Работа системы базируется на использовании электронного сервиса Retail Care, осуществляющего удаленный контроль работы холодильных агрегатов на продуктовых складах в режиме реального времени. В зависимости от температуры и влажности воздуха, а также степени загрузки охлаждаемых камер производится непрерывная оптимизация параметров работы климатического оборудования с целью поддержания температурного режима и минимизации энергопотребления.
В результате применения этого решения объем выбраковки продукции сократился почти в 10 раз, при этом только на одном логистическом терминале сети за год удается сэкономить до 1,4 миллиона кВт*ч электроэнергии.
Подобные системы сегодня успешно применяются и другими российскими ритейлерами, в том числе торговыми сетями «Магнит», «Европа» и др. В случае отмены сроков реализации такие решения приобретут особую актуальность, поскольку позволят ритейлеру нести минимум потерь, а покупателю — всегда видеть на полках свежие овощи и фрукты.