14.04.2017 10:42
Консультации.
Просмотров всего: 6599; сегодня: 1.

Как оценить бизнес перед его покупкой или продажей

Для оценки стоимости компаний используют три подхода: доходный, затратный и сравнительный. Выбор одного или сразу нескольких зависит от ситуации и цели оценочного отчета.

Чем отличаются подходы к оценке бизнеса.

У каждого подхода к оценке бизнеса имеются плюсы и минусы. Например, самый эффективный с точки зрения купли-продажи - это доходный подход, но сравнительный и затратный годнее для принятия управленческих решений и планирования деятельности в долгосрочном периоде.

Доходный подход

Определяет реальную цену будущих выгод, возникающих в результате использования объекта и возможной его продажи. Этот подход основной для оценки текущей стоимости компании, которую не планируют ликвидировать

+ учитывает изменение доходов и расходов в прогнозном периоде, а также риски, которые закладываются в ставку дисконтирования - сложно получить точный прогноз в нестабильных экономических условиях.

Методы подхода

метод предполагаемой продажи

ничто иное, как подсчет прогнозных доходов от продажи компании. Зачастую признается вспомогательным, а его результату присваивается минимальный удельный вес. Основные недостатки – допущения в отношении значений будущих мультипликаторов, снижающие точность оценки.

метод капитализации

это будущие денежные потоки, которые получит собственник при продолжении владения бизнесом. Подходит только для оценки зрелых компаний с постоянными доходами, при условии что ситуация на рынке стабильна.

метод экспертных оценок

применяется, если оцениваемая компания имеет внутренний потенциал роста без инвестиций. В соответствии с этой моделью постпрогнозный период предварительно разбивается на такие конечные подпериоды, в течение которых темп изменения денежных потоков можно считать условно-постоянным.

метод дисконтированных денежных потоков

основной при расчете стоимости компании доходным подходом. Главное достоинство в том, что он учитывает как ожидания продавцов, так и планы покупателей в части извлечения доходов от оцениваемого бизнеса. Отсюда и недостаток – трудоемкость метода. Для оценки по нему сперва потребуется рассчитать инвестированной капитал, затем скорректировать его на долг, неоперационные активы и скрытые обязательства. Чтобы понять, в каких временных рамках прогнозы денежных потоков будут достоверны, понадобится решить, на какой срок менеджмент обычно планирует деятельность компании (в бюджете, в бизнес-плане), составить прогнозы отраслевых аналитиков, распространить прогнозы макроэкономических показателей.

Затратный подход

На его основе можно определить затраты на воспроизводство (создание идентичного объекта) либо замещение объекта оценки с учетом физического и морального износа.

+ Оценка бизнеса получается наиболее обоснованной, так как расчеты проводятся согласно финансовым и учетным документам.

- Отражает стоимость прошлого периода, не учитывая текущую ситуацию и перспективу развития бизнеса

Методы подхода

Метод ликвидационной стоимости

используется для оценки компаний, чье продолжение деятельности не представляется возможным или считается экономически нецелесообразным. Он определяет рыночную стоимость ликвидируемого бизнеса, сроки реализации его имущества, а также рассчитывает, возможно ли за счет продажи активов компенсировать задолженность компании и расходы, связанные с ее ликвидацией. Либо же метод позволяет сделать вывод о необходимости реструктуризации бизнеса. Оценка обязательств компании – важнейший элемент метода. Существуют проблемные статьи баланса, оценка которых производится только экспертным путем: это незаконченные судебные процессы, гарантийные обязательства, разногласия с налоговиками и т. д.

Метод чистых активов

один из самых понятных и простых в исполнении способов определения стоимости бизнеса. Чтобы оценить стоимость компании по нему, предстоит выявить все активы и обязательства, оценить их по рыночной стоимости, определить рыночную стоимость компании (100% собственного капитала) как разницу между рыночной стоимостью активов и обязательств. Для бизнеса, где нематериальные активы играют значимую роль, метод слабо применим.

Сравнительный подход

Позволяет оценить бизнес путем сравнения объекта оценки с его аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах.

+ базируется на реальных рыночных данных, отражает опыт продаж и покупок, учитывает влияние отраслевых факторов

- не учитывает будущие ожидания инвестора

Методы подхода

Метод ретроспективных сделок

позволяет оценить компанию, основываясь лишь на данных о сделках с ее собственными акциями или долями. Он прост в использовании, объем исходных данных минимален, расчеты не трудоемки. Минус – ограниченность применения. С его помощью можно оценивать только те компании, по которым имеется информация о купле-продаже акций или долей.

Метод рынка капитала

заключается в использовании в оценке цен сделок, фактически совершенных с миноритарными пакетами акций компаний-аналогов

Метод отраслевой специфики

согласно ему предприятие оценивают на базе собственного материального капитала и премии за гудвилл. Оценка базируется на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми показателями предприятий той отрасли, в которой действует оцениваемый бизнес.

Исходной информацией для оценки стоимости бизнеса сравнительным подходом (независимо от метода) служат данные о продаже компаний-аналогов, причем как бизнеса в целом, так и его части – акций или долей.

Для минимизации искажений необходимо разобраться с особыми мотивами и условиями проведения каждой из анализируемых сделок.

Далее рассчитать и скорректировать мультипликаторы – это коэффициенты, характеризующие зависимость рыночной стоимости компаний-аналогов от их основных показателей деятельности.

И наконец, сопоставить между собой результаты оценки, полученные с применением различных мультипликаторов, задать для них удельный вес, определить итоговое значение чистой стоимости капитала и скорректировать ее.

Чаще всего, при оценке стоимости бизнеса применяется несколько или все три подхода. В таких случаях понадобится свести результаты в один. Тут важно учесть цель оценки, характер деятельности компании, состояние активов, качество данных, а также определяющие факторы в ценообразовании объекта оценки с точки зрения инвестора.

Сперва задается вес для каждого из трех результатов расчетов. Для этого каждый подход оценивается по четырем критериям:

1. полнота информации, на основе которой проводились расчеты;

2. наличие ценообразующих факторов

3. учет мотивации и действительные намерения

4. соответствие подхода цели оценки.

За каждый критерий полагается от 1 до 4 баллов. Затем в общем количестве баллов нужно определить долю, приходящуюся на каждый из трех подходов. Остается полученные веса умножить на результаты оценки, соответствующие подходам, и полученные величины сложить. Эта сумма и будет итоговой рыночной стоимостью объекта оценки.

Как правильно оценить бизнес, Вам подскажут консультанты Ай-Эс Консалтинг. Наш адрес: г. Москва, ул. Яблочкова, д. 21к3. Тел./факс. +7 (495) 646-61-65 и +7(968) 726-60-20. Почта: e.perezhogin@iscons.ru Сайт: http://www.iscons.ru/ (http://www.iscons.ru/). Страница в соцсетях:


Ньюсмейкер: Ай-Эс Консалтинг — 9 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
27.11.2024 15:50 Интервью, мнения
Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
1 мая 2025 года на экраны страны выйдет полнометражный художественный фильм, военная драма по одноименному роману Бориса Васильева «В списках не значился». Генеральный продюсер телеканала НТВ рассказал о съемках фильма «В списках не значился». — На какой стадии сегодня съемки фильма «В списках не...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
27.11.2024 09:04 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают...
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
26.11.2024 23:40 Мероприятия
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
В Москве на Большой Якиманке, 26  ярко и феерично прошел 24-й МКММ - показ новых брендов России. Проект МКММ (Международное московское комьюнити молодых модельеров) – это социальный проект в сфере моды, который ежегодно проходит в Москве более двенадцати лет.  МКММ – это некоммерческое...
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...
Мифология Древней Руси
26.11.2024 12:54 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений...