В работе первого дня саммита 7 сентября приняли участие около 500 собственников и топ-менеджеров FMCG-отрасли. Алексей Филатов, председатель совета директоров компании BBCG, которая проводит крупнейшую ежегодную конференцию ритейлеров уже в 17 раз, отмечает, что в этом году среди участников стало больше первых лиц розничных сетей. «Это подтверждает, что настало время меняться и руководство сетей ищет ответы на новые вызовы», – говорит Филатов.
Основной тренд, который сегодня меняет все отрасли, включая розничную торговлю, –диджитализация. О ней говорили практически все выступающие. Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, поделился с делегатами результатами исследования «Роль диджитализации в потребительском поведении россиян разных поколений», проведенного по заказу BBCG. Опросив 1800 человек старше 18 лет, исследователи выяснили, что всего 17% россиян изучают ассортимент в онлайне, 7% оплачивают через интернет крупные покупки и лишь 2% совершают и выбор, и оплату в онлайне. При этом более трети представителей поколений X и Y называют важным фактором при выборе магазина возможность заказать товар онлайн. Компетентный и вежливый персонал, доступные цены, широкий ассортимент, удобство навигации в магазине – факторы, которые одинаково важны для всех поколений.
И работа с этими факторами действительно дает результат. Яркий пример – кейс трансформации «Перекрестка», которым поделился Владимир Сорокин, генеральной директор этой сети. Топ-менеджер рассказал, за счет чего сети удается в условиях снижения доходов населения демонстрировать рост сопоставимых продаж (за первое полугодие 2017 года – 6,4%), трафика (10,7%) и среднего чека (4,1%). Основные драйверы развития – изменение ассортиментной матрицы, рост доли СТМ, более тесное партнерство с производителями, повышение уровня сервиса в магазинах. Рассказал г-н Сорокин и о развитии онлайн-канала – рост продаж «Перекрестка» в интернете за 5 месяцев составил 1000%, и о растущей роли аналитики – правильно сделанные персональные предложения обеспечивают рост чека.
Развитие технологий открывает перед ритейлерами новые возможности по работе с покупателями. Это вызов, но в то же время и новые возможности. Меняется само понимание магазина. Энрике Фернандес, CEO«М.Видео менеджмент», отмечает, что для омниканального ритейлера магазин – лишь точка контакта с сетью.
Новые технологии требуют инвестиций, новых компетенций. Не каждому ритейлеру под силу меняться в одиночку. Это одна из причин появления партнерства, которые еще несколько лет было сложно себе представить. Сэм Коэн, президент и CEO группы Amazon Consulting Experts, в своем выступлении отметил смену парадигмы – все чаще ритейлеры и производители идут на партнерство с технологическими компаниями, имеющими большие цифровые компетенции. В частности, компания Nike, имеющая собственные каналы розницы и дистрибуции, использует и платформу Amazon. Онлайн-гиганту партнеры не менее интересны – это и клиентская база, и инфраструктура. По словам Коэна, недавняя сделка с Whole Foods окупила себя.
Евгений Щепелев, директор по развитию «Яндекс.Маркет», комментируя соглашение о намерениях со Сбербанком, говорил о том, что это партнерство откроет малым и средним ритейлерам доступ к ресурсам, которого у них не было, имея в виду не только возможности кредитования, но и большие данные.
Значит ли это, что у самостоятельных игроков нет шансов? Вовсе нет. Региональные ритейлеры поделились на саммите своим опытом интеграции. Сергей Леонов, коммерческий директор УК «Альянс», куда уже входят три сети из разных городов и готовятся войти пять, уверен, что объединение через три года войдет в топ-5 российских сетей.
А Александр Самонов, сооснователь сети «Копейка», недавно вернувшийся в розничную торговлю с новым проектом – дрогери-сетью «Акцент», напомнил присутствующим, что 10-13 лет назад вызовов для прозрачных игроков было не меньше. И у них не было тех возможностей работы с покупателем, которые обеспечивают новые технологии. «Надо просто работать, и все получится», - сказал Самонов.
В интернет-торговле, которой была посвящена отдельная сессия, вызовов тоже достаточно. Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ, в своей презентации привел такие цифры: количество входящих международных отправлений выросло за 2016 год на 73%, а количество заказов на внутреннем рынке – всего на 6%. Помимо трансграничной торговли проблемами являются и законодательные ограничения на онлайн-торговлю отдельными категориями, и контрафакт. Но руки пока никто не складывает.