В Казанском (Приволжском) федеральном университете прошла XIV международная научно-практическая конференция «Державинские чтения», в рамках которой были проведены 12 круглых столов, пленарные заседания и общественные слушания по вопросам реализации социальной политики РФ.
В этом году ключевыми темы конференции стали вопросы развития информационных технологий и цифровой экономики, а также моменты правового регулирование IT-инноваций и перспективы развития цифровой медицины.
Именно об этих аспектах в рамках фармотрасли рассказал в своем докладе Виктор Дмитриев – генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, участвуя в дискуссии на тему: «Реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации и ее субъектах». Эксперт отметил, что распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N791-р, где утверждается модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ, не предусмотренных методическими рекомендациями Минздрава, может негативно повлиять на состояние фармрынка и развитие отрасли. «Инициатива по введению дополнительной криптозащиты снижает уровень доверия к государственным структурам, поскольку фармпроизводителям, проинвестировавшим в проект по маркировке миллионные суммы, потребуется незапланированное увеличение финансирования для внесения изменений в информационные и производственные процессы. Кроме этого, данные нововведения противоречат не только международным стандартам и правилам, но и могут нанести существенный ущерб системе лекарственного обеспечения населения РФ», - отметил Виктор Дмитриев.
Иными словами, при введении дополнительной криптозащиты значительно усложняются технологические процессы для всех участников товаропроводящей цепи по нанесению и считыванию кода. Объем кодируемых символов увеличится в 4 раза. Для обеспечения считывания таких кодов, потребуется закупка более сложных и дорогостоящих сканеров, что потребует дополнительные затраты. Кроме того, такие кардинальные изменения технологии нанесения маркировки вместо гармонизированной системы описания и кодирования товаров GSI/РУС (GITIN), применяемой в общемировой практике, негативно скажутся на развитии экспортного потенциала российских фармацевтических производителей, поскольку ни в одной стране не применяются аналогичные средства защиты. Дополнительные затраты на переоборудование приведут к повышению себестоимости и росту цен на лекарственные препараты. Для обеспечения качества наносимого криптокода необходимо использовать высококачественный упаковочный материал, который в России пока не производится. Тем самым, будет осуществляться поддержка зарубежных производителей картона и фольги, а не российских компаний. Итогом, внесения изменений станет невозможность исполнения новых требований в установленные законом сроки (1 января 2020 года), что повлечет существенные риски последующей масштабной дефектуры лекарственных препаратов и неизбежный перенос сроков внедрения системы маркировки.
«Мы знали на что идем и какие цели преследуем, когда входили в эксперимент в 2017 году. Но, внесенные апрельские изменения 2018 года, оказались для нас неприятной неожиданностью. Пробные обкатки по новой схеме показали, что при внедрении «криптохвостов» количество брака - продукции, с «машинонечитаемым» КИЗом вырастает на 30%. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N791-р, где утверждается модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ дополнительным криптомеханизмом, в части его применения в фармотрасли, мы воспринимаем как серьезную ошибку, которую еще не поздно исправить! Кроме того, нам предлагается платить за каждый сгенерированный криптокод, и за информацию о движении лекарственных средств. Мы категорически против этого! В законе четко прописан пункт о безвозмездной передаче данных. Если мы хотим выйти на заявленные сроки реализации эксперимента по маркировке лекарственных средств к 2020 году, то мы должны исправить первую ошибку и не совершать вторую» - подытожил свое выступление Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей.