На рынке жилья, как и во многих сферах, сейчас происходят большие перемены. Критерии, которые были важны раньше при выборе жилья, отходят на второй план, ведь на рынок приходят новые технологии. Застройщики при этом стараются найти индивидуальный подход к каждому, что осложняется постоянно меняющимися приоритетами.
От чего отталкиваться?
Основным критерием при выборе, как и прежде, остается стоимость. Также немаловажная часть – транспортная доступность, причем наличествующие уже сейчас дороги и станции метро – строятся подобные объекты долго. Третий важный критерий – школы и детские сады в доступе. Однако с этим все не так однозначно, как с первыми двумя пунктами: для семей с детьми они будут большим плюсом, тогда как для семей без детей – скорее наоборот.
В последнее время представление о том, каким должен быть жилой комплекс, расширилось. Современный человек понимает, что во дворе нужна инфраструктура – детская и спортивная площадки, пешеходные и велосипедные дорожки, зеленая зона, и что парковка не должна находиться во дворе. Тем не менее, в крупных недорогих проектах для парковки попросту не хватает места. Наилучшим образом такие дома подходят для одинокого человека без машины, работающего удаленно и заказывающего все покупки с доставкой на дом. Однако покупателей со столь малыми потребностями немного.
Как рассказывает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова, помимо транспортной доступности, которая важна всем независимо от наличия своей машины, необходимо, чтобы квартира была в широком смысле комфортна для проживания. Это означает, что важно качество постройки. Например, в кирпично-монолитных домах тепло- и звукоизоляция лучше, чем в панельных. Также важна благоустроенность территории, своя инфраструктура и близость к основным социальным объектам. Все это предусмотрено в жилых комплексах класса комфорт и выше. Почти во всех новостройках есть паркинги, во дворе – детские и спортивные площадки, коммерческие помещения, а также на территорию ограничен доступ для посторонних.
Как быть с парковкой?
Говоря о транспортной доступности и парковках на территории ЖК, нельзя не упомянуть, что до некоторых жилых комплексов не добраться без машины. Проблема парковки наиболее актуальна для стандартных жилых комплексов, однако встречается и в комфорт-классе. Не все, особенно купившие квартиру в ипотеку, при этом могут позволить себе покупку еще и машиноместа.
Чтобы понять, как обстоят дела с парковками возле вашего дома, Надежда Калашникова советует походить по окрестным улицам. Если дом находится в обжитом районе, машины жильцов соседних домов наверняка будут запаркованы поблизости. Дело в том, что паркинги не предусматривались проектами до середины 90-х годов. А так как сейчас набирает силу концепция двора без машин, у себя во дворе поставить машину тоже не получится. Так что в идеале при покупке квартиры стоит приобрести сразу и парковочное место. Однако есть возможность получить его в подарок: например, при покупке трехкомнатной квартиры в ЖК «Маршал» и «Лондон Парк» прилагаются бонусы – чистовая отделка и парковочное место.
И все же машиномест постоянно не хватает, даже в проектах бизнес-класса. Просто потому что квартир в доме больше, чем мест в паркинге. Впрочем, есть и исключения. Например, ЖК «Дом Динамо-2» на Крестовском острове, который скоро выходит в продажу. Парковочных мест в нем более чем вдвое больше, чем квартир – на 17 квартир 40 машиномест.
Где лучше работать дома?
С событиями прошлого года наметился новый тренд – удаленная работа. Дом в каком-то роде начал становиться личным офисом. Спрос рождает предложение, и сейчас застройщики активно продвигают коливинги: при небольшой жилой площади в них есть просторные общие зоны, в которых можно проводить свободное время или работать. Именно такой концепт и предлагает Becar Asset Management Group в МФК Coliving You&Co на Орджоникидзе. Жильцам предлагается что-то между общежитием и гостиницей с современным окружением – фитнес-залы, бары, бассейн, коворкинг и многое другое.
Похожее альтернативное предложение – квартиры в переделанных коммуналках. Для тех, кто готов жить на меньшей площади, зато в центре города.
Практически противоположное предложение, также выросшее из дистанционки, - квартиры в отдаленных, не всегда благоустроенных районах области. Ведь если работаешь на удаленке, не имеет значения ни транспортная доступность, ни расстояние до города.
Где хранить велосипед?
Еще один актуальный в течение уже нескольких лет тренд – велосипедная инфраструктура. Этот экологичный вид транспорта выбирает все больше людей. В странах Европы многие даже зимой ездят на велосипедах. Однако в городе велосипедисты ездят по пешеходным дорожкам, мешая пешеходам. Кроме того, не во всех домах есть места для хранения железного коня. Хотя в новых жилых комплексах все чаще есть общая кладовая или место для хранения колясок на первом этаже, что избавляет от необходимости тащить громоздкий и тяжелый велосипед на 10 этаж, например. Впрочем, сейчас застройщики стараются не предлагать ничего бесплатно, и кладовую приходится покупать.
В МФК Gatchina Gardens в Гатчине к этому вопросу подошли обстоятельно: девелопер обещает не только построить дома, но и реализовать курортную инфраструктуру, в которую будут входить минеральные СПА, грязелечебница, а также парки, в которых планируется проложить 18 километров беговых и велосипедных дорожек.
Что такое клубный дом?
Еще одна тенденция – клубность. Если социальный уровень или статус жильцов регулируется стоимостью квартир, то клубный принцип – это когда в доме собираются жильцы с общими интересами. Яркий пример – петербургский проект МЖК Veda Village, рассчитанный на вегетарианцев.