23.03.2022 18:28
Аналитика.
Просмотров всего: 16761; сегодня: 9.

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания населения в марте приблизились к историческому максимуму. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 18,3%.

Краткосрочные ценовые ожидания предприятий в марте были максимальными за всю историю наблюдений.

Инфляционные ожидания и потребительские настроения (март 2022 г.).

Инфляционные ожидания населения на год вперед, по данным опроса ООО «инФОМ», в марте заметно возросли. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 18,3%, это второй по величине результат за всю историю наблюдений. Краткосроч­ные ценовые ожидания предприятий также увеличились, достигнув максимального значения с начала наблюдений. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2022 г. в мар­те были повышены до 20%. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика создаст условия для постепенной адаптации экономики к новым условиям и предотвратит неконтро­лируемый рост цен. С учетом этого годовая инфляция вернется к 4% в 2024 году.

Динамика индикаторов инфляционных ожиданий.


Горизонт ожиданий

2019

(сред-

нее)

2020

(сред-

нее)

2021

(сред-

нее)

Март

2020

Март

2021

Январь

2022

Февраль 2022

Март 2022

Инфляция, %


4,5

3,4

6,7

2,5

5,8

8,7

9,2


Наблюдаемая населением инфляция, %










ФОМ (медиана)

предыдущие 12 месяцев

9,9

9,6

15,1

8,3

12,7

16,7

17,1

16,3

ФОМ (подгруппа со сбережениями)

предыдущие 12 месяцев

9,1

8,7

12,8

7,2

11,5

15,0

15,6

13,8

ФОМ (подгруппа без сбережений)

предыдущие 12 месяцев

10,4

9,9

16,2

8,6

12,4

17,8

18,2

18,3

Инфляционные ожидания населения, %










ФОМ (медиана)

следующие 12 месяцев

9,3

9,1

12,1

7,9

10,1

13,7

13,5

18,3

ФОМ (подгруппа со сбережениями)

следующие 12 месяцев

8,3

8,4

10,5

6,9

9,1

11,9

12,1

17,2

ФОМ (подгруппа без сбережений)

следующие 12 месяцев

9,8

9,6

13,2

8,5

10,6

14,3

14,5

19,3

Ценовые ожидания предприятий










Предприятия, баланс ответов

следующие 3 месяца

9,6

13,3

20,0

15,0

18,0

24,7

22,1

41,9

PMI manufacturing закупочные цены

текущий месяц

57,8

64,0

70,7

59,8

72,6

70,2

72,2


PMI manufacturing отпускные цены

текущий месяц

53,1

54,2

62,4

55,4

65,3

60,4

62,8


PMI services закупочные цены

текущий месяц

58,0

58,0

63,4

61,5

65,0

65,6

64,9


PMI services отпускные цены

текущий месяц

54,0

51,3

56,1

54,2

56,3

59,5

59,2


Вмененная инфляция для ОФЗ-ИН (среднее за месяц), %










ОФЗ-ИН 52001, август 2023 г.

среднее за следующие 1,5 года

3,9

2,7

4,1

3,5

3,8

5,3

5,6


ОФЗ-ИН 52002, февраль 2028 г.

среднее за следующие 6 лет

4,1

3,3

4,2

4,1

4,0

5,7

6,4


ОФЗ-ИН 52003, июль 2030 г.

среднее за следующие 8 лет


3,3

4,3


4,2

5,6

6,2


ОФЗ-ИН 52004, март 2032 г.

среднее за следующие 10 лет






5,8

6,5


ОФЗ-ИН

среднее в 2023 – 2028 гг.

4,3

3,8

4,3

4,5

4,1

5,8

6,6


ОФЗ-ИН

среднее в 2028 – 2030 гг.


3,5

4,4


4,6

5,4

6,0


ОФЗ-ИН

среднее в 2030 – 2032 гг.






6,7

7,8


Профессиональные аналитики, %










Интерфакс

2022 г.



4,3


4,2

5,5



Опрос Банка России

2022 г.

4,2


5,5

20,0

Интерфакс

2023 г.



4,0



4,1



Опрос Банка России

2023 г.


4,0

8,0

Интерфакс

2024 г.









Опрос Банка России

2024 г.


4,0

4,8

Источники: Росстат, ООО «инФОМ», Банк России, IHS Markit PMI, Интерфакс.

Инфляционные ожидания населения достигли максимальных значений за 11 лет.

Инфляционные ожидания населения в марте 2022 г. существенно возросли, по данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России. Опрос проводился с 28 февраля по 10 марта. Медианная оценка инфляционных ожиданий составила 18,3% (+4,8 п.п. к февра­лю), это второй по величине результат за всю историю наблюдений (опрос осуществляется с апреля 2010 г.). Наблюдаемая населением инфляция в марте немного снизилась, ее меди­анная оценка составила 16,3% (-0,8 п.п. к февралю). Сильный рост инфляционных ожиданий произошел у участников опроса как со сбережениями, так и без сбережений. При этом динами­ка оценок наблюдаемой инфляции была разнонаправленной для разных групп респондентов: они заметно снизились у группы со сбережениями и немного возросли у респондентов без сбережений.

Ожидая сильного ускорения инфляции в ближайшем будущем, респонденты заметно пе­ресмотрели свои оценки текущего роста цен на наиболее часто покупаемые товары и услуги, с чем и было связано произошедшее снижение наблюдаемой инфляции. Участники опроса в марте реже, чем в феврале, отмечали удорожание большинства продовольственных това­ров и бензина – тех товаров, на основании которых граждане чаще всего формируют свои представления об инфляции. При этом заметно выросла обеспокоенность респондентов про­изошедшим ростом цен на электронику и бытовую технику, а также на сахар1.

Значения балансов ответов на вопросы о качественном изменении будущей инфляции на месяц и год вперед в марте возросли2, качественные оценки текущей инфляции – снизи­лись3.

В более долгосрочной перспективе респонденты ожидают существенного замедления ин­фляции после всплеска в 2022 году. Медианная оценка инфляционных ожиданий на три года вперед в марте составила 8%. Этот показатель соответствует наиболее низким уровням годовых инфляционных ожиданий, наблюдавшимся в 2018 – 2019 гг., когда фактическая ин­фляция была вблизи 4% или ниже.

Потребительские настроения снизились до уровней 2015 – 2016 годов.

Индекс потребительских настроений в марте опустился до 80,2 (-9,1 пункта к февралю). Это минимальное значение с февраля 2016 года. Снизились индекс ожиданий (-8,7 пункта), включающий в себя оценки перспектив личного материального положения на год вперед и ожидания изменения экономических условий в стране на год и пять лет вперед, и индекс текущего состояния (-9,5 пункта), учитывающий оценки фактического изменения личного ма­териального положения за год и оценки благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок.

Склонность домохозяйств к сберегательному поведению в марте немного увеличилась на фоне повышения общей экономической неопределенности. Доля респондентов, предпочи­тающих тратить, а не откладывать свободные деньги, уменьшилась до 25% (-3 п.п. к февралю).

В начале марта значительно изменились предпочтения респондентов относительно форм хранения сбережений. Доля участников опроса, считающих, что сбережения сейчас лучше хранить в наличной форме, возросла до 39% (+8 п.п. к февралю), это максимальное значение за весь период, когда задавался данный вопрос (с сентября 2012 г.). Предыдущий максимум фиксировался в ноябре 2020 г. и составлял 34%. Доля респондентов, предпочитающих хра­нить сбережения на счете в банке, в начале марта уменьшилась до 30% (-5 п.п. к февралю), это минимальное значение за всю историю опроса.

Ценовые ожидания предприятий – максимальные за всю историю наблюдений с 2000 года.

По данным мониторинга, проведенного Банком России в марте 2022 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца существенно выросли, достигнув максимального значения за всю историю наблюдений – с января 2000 года. Средний ожидаемый темп прироста цен в ближай­шие три месяца в марте составил 11,9% в годовом выражении. Повышение ценовых ожиданий предприятия связывали в первую очередь с ослаблением рубля и ростом закупочных цен.

Ценовые ожидания увеличились во всех отраслях, кроме коммунальных услуг4. Наиболее значительный рост произошел в розничной торговле. Средний темп прироста цен в ближай­шие три месяца, ожидаемый предприятиями этой отрасли, в марте составил 19,6% в годовом выражении. Наименьший рост ценовых ожиданий был у предприятий транспортировки и хра­нения, сферы услуг и добычи полезных ископаемых. Предприятия в транспортной отрасли и в сфере услуг хотя и ожидали сильного роста издержек, но считали, что повышение отпуск­ных цен будет сдерживаться сокращением спроса, которое в этих отраслях окажется более значительным, чем в среднем по экономике.

Ценовые индексы IHS Markit PMI в феврале 2022 г. изменялись разнонаправленно. В обра­батывающих отраслях продолжилось ускорение роста как закупочных, так и отпускных цен. Предприятия отмечали рост цен поставщиков и перебои в поставках. При этом возросшие издержки они продолжали переносить в свои отпускные цены, несмотря на отмечавшееся снижение спроса. В сфере услуг темпы роста закупочных и отпускных цен немного замедли­лись, хотя и оставались высокими. Продолжающийся рост затрат предприятия сферы услуг связывали с повышением цен поставщиков, удорожанием топлива и аренды.

Аналитики ожидают инфляцию в 20% к концу года.

В марте прогнозы инфляции профессиональных аналитиков были существенно повыше­ны с учетом изменившихся макроэкономических условий. По данным макроэкономического опроса Банка России, прогноз аналитиков по инфляции на конец 2022 г. повышен до 20% (+14,5 п.п. к февралю). В 2023 г. аналитики ожидают замедления инфляции до 8%, прогноз на конец 2024 г. – 4,8%.

По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4% в 2024 году.

Российская экономика входит в фазу масштабной структурной перестройки, которая будет сопровождаться временным, но неизбежным периодом повышенной инфляции, в основном связанным с подстройкой относительных цен по широкому кругу товаров и услуг. Проводи­мая Банком России денежно-кредитная политика создаст условия для постепенной адаптации экономики к новым условиям и предотвратит неконтролируемый рост цен. С учетом этого го­довая инфляция вернется к 4% в 2024 году.

1 Подробнее об инфляции в феврале см. информационно-аналитический комментарий «Динамика потребительских цен». № 2 (74). Февраль 2022 года.

2 То есть большая, чем в прошлом месяце, доля респондентов указала, что цены вырастут очень сильно либо вы­растут быстрее, чем сейчас.

3 То есть меньшая, чем в прошлом месяце, доля респондентов указала, что цены выросли очень сильно либо росли быстрее, чем раньше.

4 Отрасли «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений».

Дата отсечения данных – 18.03.2022.

Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.

Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.

Фото на обложке: Shutterstock / Fotodom.

© Центральный банк Российской Федерации, 2022.


Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли

Инфляционные ожидания в марте существенно возросли


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: www.cbr.ru/analytics/dkp/inflationary_expectations/Infl_exp_22-03/
Поделиться:

Интересно:

Москва войдет в национальный туристический маршрут «Золотое кольцо»
28.11.2024 16:35 Новости
Москва войдет в национальный туристический маршрут «Золотое кольцо»
Москва и Московская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская области заключили соглашение о сотрудничестве по развитию национального туристского маршрута «Золотое кольцо». Документ подписали в Суздале в рамках Всероссийского ЭКГ-форума (ЭКГ — экология...
Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
27.11.2024 15:50 Интервью, мнения
Снять кино по произведению Бориса Васильева мечтал давно
1 мая 2025 года на экраны страны выйдет полнометражный художественный фильм, военная драма по одноименному роману Бориса Васильева «В списках не значился». Генеральный продюсер телеканала НТВ рассказал о съемках фильма «В списках не значился». — На какой стадии сегодня съемки фильма «В списках не...
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
27.11.2024 09:04 Аналитика
Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера
Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают...
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
26.11.2024 23:40 Мероприятия
Новые российские бренды представили на 24-м МКММ в Москве
В Москве на Большой Якиманке, 26  ярко и феерично прошел 24-й МКММ - показ новых брендов России. Проект МКММ (Международное московское комьюнити молодых модельеров) – это социальный проект в сфере моды, который ежегодно проходит в Москве более двенадцати лет.  МКММ – это некоммерческое...
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
26.11.2024 18:04 Мероприятия
Забота о сотрудниках и система управления здоровьем коллектива
14 ноября прошла совместная встреча членов Клуба «Экоздрав» Центра развития здравоохранения Школы управления Сколково и Клуба Сeo Remap, а также партнеров Addwise Executive Search «Благополучие сотрудников. Как создать культуру заботы». В дискуссии принял участие генеральный директор сети клиник...