Этот тезис прозвучал во время дискуссии «Зеленая полка: потенциал продуктов на растительной основе», в которой приняли участие представители Минпромторга России, Роскачества, АКОРТ, Союза независимых сетей, торговых сетей и маркетплейсов, а также производители и эксперты отрасли.
Спрос на растительную продукцию ежегодно растет на 20%. В 2022 году прогнозируется снижение темпа роста, однако о стагнации речи не идет – рынок интересен, потребитель постепенно заносит растительные продукты в свою «корзину». Лучшие показатели - у альтернативного молока.
«Когда-то растительное молоко было диковиной, редким товаром в масс-маркете. Сегодня эта продукция есть в каждом магазине у дома. Буквально за 4 года в России сформировалась собственная культура потребления. В сознании людей уже прочно закрепилось понимание, что это за продукт. Формулировка «растительный» в наименовании товара ясно дает понять, что он произведен без использования сырья животного происхождения. Если же применять другое обозначение, то это вводит потребителя в заблуждение, о чем сообщили представители торговых сетей и маркетплейсов», - заявила исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе Валерия Родина.
С растительным мясом история иная. Заменители мяса существовали и ранее, однако инновационная российская альтернатива, повторяющая органолептические свойства и состав микроэлементов, появилась всего несколько лет назад. Сегмент растет, динамика высокая, однако показатели спроса еще далеки от значений потребительского интереса к растительному молоку. Здесь роль играют несколько факторов.
«Вкус, натуральный состав, качество и цена – если мы удовлетворим эти запросы, и наш продукт станет доступнее традиционного, то категория растительных альтернатив будет серьезно расти. Производители были нацелены повторить вкус мяса, предложить альтернативу. Я уверен, что мы должны предлагать качественно новый, аутентичный продукт, который будет по всем параметрам лучше традиционного мяса. Растительное молоко – теперь это самостоятельный продукт, а не альтернатива, как говорили ранее. То же самое должно быть и с растительным мясом – население должно понять этот продукт, как его готовить, его полезные свойства. Важно усилить формирование культуры потребления этого продукта», - подчеркнул основатель АПАПП и Гринвайз, участник Союза производителей продукции на растительной основе Артём Пономарев.
Необходимо ли выделять растительную продукцию в отдельную «зеленую» полку или же позиционировать их вместе с традиционными продуктами – здесь мнения участников дискуссии разделились. На одних площадках выделение данной категории на специальной полке приносит максимальный эффект – в первую очередь, это удобно в навигации покупателя. Для других ритейлеров подобный шаг не оправдывает себя, а третьи отмечают неудачный подход к товарному соседству традиционных товаров с растительными. Если в молочной категории это еще работает, то в мясной – не всегда.
«Существует множество нюансов в позиционировании продукции, которые, вероятно, будут пересмотрены производителями. Приятно, что ритейл поддержал необходимость внедрения механизма добровольной сертификации продукции на растительной основе или создание отличительного знака, который вызывал бы доверие потребителя в качестве и безопасности продукции. Очная встреча «без галстуков» представителей власти, производителей растительных продуктов и ритейлеров прошла очень интересно, дискуссия получилась открытой, насыщенной и полезной для всех участников», - резюмировала исполнительный директор Союза производителей продукции на растительной основе Валерия Родина.