Учредитель первого в России профессионального рейтинга по франчайзингу Buybrand - выставочно-консалтинговая компания EMTG - обнародовала данные рейтинг самых успешных франшиз за 2023 год.
Как подчеркивают разработчики, рейтинг является беспристрастным отображением процессов отрасли и содержит полную и всестороннюю оценку каждой бизнес-модели, а также ее устойчивость, динамику развития, степень поддержки партнеров, географические, количественные и другие важные параметры (всего более 60). Таким образом, на итоговый результат значительно повлияло финансово-юридическое состояние компаний, что отличает рейтинг от других существующих.
Генеральный директор компании-разработчика Екатерина Сойак рассказала, какие важные тренды российского франчайзинга выявил анализ собранной эксклюзивной информации: «Мы не просто сосчитали, какие франшизы стали самыми популярными, а к каким интерес предпринимателей начал ослабевать. Мы также выявили средний срок окупаемости франшиз в зависимости от объема инвестиций и выяснили, в каких сегментах закрывалось больше всего франчайзинговых точек, а какие компании активнее других начали осваивать зарубежные рынки».
По количеству открытий франчайзинговых точек в 2023 году лидировали франшизы из сферы услуг (41,5%), на втором месте – бизнес-модели из сферы ритейл (40%), на третьем - HoReCa (18,3%). При этом самый большой прирост по сравнению с 2022 годом показал именно второй сегмент – плюс 7,3% , что и позволило ритейлу практически сравняться с количеством открытий в услугах (40%). А вот доля открытий по франшизам HoReCa на этом фоне существенно снизилась – с 27,2 до 18,3%.
По-прежнему незначительное количество точек открывается по производственным франшизам — всего 0,3% за год. Зато процент закрытия бизнеса по итогам 2023 года меньше всего как раз в сфере производства – он составляет всего 0,2% от всех закрытий за год, а самый высокий процент ликвидации франшиз - 27,6% - пришелся на общепит. В услугах он составил 16,6% от общего числа закрытий.
Самые быстроокупаемые франшизы в минувшем году предлагали ритейлеры (15,2 мес. в среднем). Проекты по франшизам услуг окупаются за 16,8 месяцев, дольше всего на точку возврата инвестиций выходят заведения общепита (19,3 мес.).
По объему инвестиций абсолютное большинство открытий по-прежнему происходит по франшизам, требующим не более 1,5 млн. рублей для старта, вырос интерес к запуску с вложениями от 1,5 до 5 млн. и к дорогим франшизам (35 млн. и выше). Зато и закрываются они чаще, чем дорогие проекты. Больше всего в 2023-м году (51,2%) закрылось предприятий, в которые было вложено от 1,5 до 5 млн. рублей. Ещё 38% закрытий – это недорогие франшизы, до 1,5 млн. Реже всего закрывались проекты с вложениями от 15 млн. (1,2%) и свыше 35 млн. (0,2%).
В топ-10 самых успешных проектов такие франшизы, как сеть магазинов «Пятерочка», ювелирные магазины «Sokolov», Сдэк, киберспортивные клубы «Colizeum», кофейни «Coffee Like», автомойки «Alles», медицинские услуги «Гемотест», «Invitro».
В целом, собранные данные показали, что интерес предпринимателей смещается в сторону франшиз розницы, за счет низкого порога входа, относительно быстрого запуска и возможности быстро вернуть вложенные средства. В то же время, прослеживается тенденция к постепенному восстановлению доверия к дорогостоящим франшизам как к форме долгосрочных инвестиций.