Молодежь, которая выросла в эпоху цифровизации, все меньше готова приобретать туры офлайн. Новым туристам важно мнение блогеров, отзывы и удобные интернет-агрегаторы. Есть ли оборотная сторона у «цифрового» туризма и почему эксперты советуют работать с «бумерами»?
О роли цифрового пространства в туризме, новых запросах и инновациях эксперты говорили на туристическом форуме БРИКС в Москве. Как выяснилось, многие тенденции – общемировые, целым странам приходится ломать сложившиеся стереотипы и предлагать туристам наиболее актуальные виды отдыха, а турбизнесу – изобретать новые способы продвижения на рынке.
«Цифовые туристы» молоды и ориентируются на агрегаторы, отзывы и соцсети
Сегодня самыми активными «цифровыми» туристами являются молодые люди от 28 лет. Они выросли в период глобальной цифровизации и поп-культуры, поэтому выбирая путешествие, часто прислушиваются к мнению популярных инфлюэнсеров в соцсетях. Так, на сеть WeChat ориентируется примерно 98% туристов из Китая, похожие тенденции и в арабских странах.
70-80% туристов бронируют путешествие по всему миру онлайн, более 50% используют для этого искусственный интеллект, а 37% вдохновляются на поездки после просмотра сайтов туристических агрегатов.
Кстати, значительный рост агрегаторов в России отметила директор Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ) Юлия Скоромолова. Она подчеркнула, что их совокупные просмотры из России и из-за рубежа в прошлом году достигли 1,2 млрд, а в этом году могут вырасти до 1,5 млрд.
В бронировании онлайн «цифровых» туристов привлекает возможность сделать это в любое время и в любой точке мира, простота и прозрачность платежей, поддержка на всех этапах выбора, но главное – множественные отзывы. Их туристы и читают, и пишут сами, оказываясь на своего рода виртуальной площадке по обмену впечатлениями.
Молодежь хочет сет-джеттинг, но часто выбирает информационный детокс
Достаточно большую долю среди молодых цифровых туристов занимает сет-джеттинг – поездки по местам съемок фильмов, сериалов, компьютерных игр или передач популярных блогеров. На этот тип путешествия, по словам директора Центра развития международного туризма ЦСР Юлии Максутовой, приходится 39% мирового турпотока.
В России подобное направление тоже становится очень заметным, – во многих городах можно найти специализированные экскурсии по мотивам прогремевших фильмов, в т.ч. с очками виртуальной реальности.
Впрочем, у цифрового туризма есть и неожиданная оборотная сторона – потребность молодежи в «информационном детоксе» и «ретрите тишины». Именно поэтому популярными становятся глэмпинги, гостевые дома, мини-отели, фермы и даже избы при условии, что они находятся посреди нетронутой природы и в сфере традиционных занятий местного населения.
В Китае, например, сейчас набирают популярность кемпинги, куда приезжают люди, желающие спокойно отдохнуть, выспаться и неспешно посетить интересные кофейни. Туристы здесь впервые узнают, что в Китае, помимо чая, есть целая индустрия кофе, и это новое направление привлекает их больше, чем просто горы и пейзажи. Об этом рассказал заместитель генерального директора Управления культуры, радиовещания, телевидения и туризма муниципального управления Хучжоу г-н Ма Вэйчжун.
В России большие перспективы связывают с развитием туризма в национальных парках как, например, Самарская лука, где, по мнению директора по стратегии АО «Корпорация Туризм.РФ» Тимофея Кононенко, имеются все возможности для инвестиций и создания особой территории инновационного отдыха.
«Бумеры» тратят на путешествия больше
И все же, несмотря на действительно большую долю молодых «цифровых» туристов, многие специалисты рекомендуют не упускать из вида и старшее поколение, которое, как правило, тратит на свои путешествия более весомые суммы.
Так, эксперты, анализируя цифровые данные, пришли к выводу, что в России средний чек туриста возрастом от 54 лет начинается от 18 тыс. руб., а у молодежи (до 28 лет) – от 11 тыс. руб. При этом «взрослые» туристы также активно пользуются соцсетями и агрегаторами в подборе туров и очень часто оплачивают их онлайн.
Текст: Ольга Пегасова.
Изображение из открытых источников.